Проповедь на всенощном бдении 02.11.19. О благодати Духа Святого

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с воскресным праздничным днём. Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь, явившись своим ученикам после воскресения, сказал, что «как Отец Меня послал в мир, так и Я посылаю вас в мир». Дунул на них и прибавил: «Примите Духа Святого, кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите, будут держаться». Это в первую очередь относится к тому, что Господь установил таинство священства и что священнослужителям дана власть отпускать или не отпускать грехи.

Но если посмотреть шире, эта власть дана каждому христианину. Ведь мы тоже каждый имеем отношения с людьми, бываем во всяческих ситуациях, и тоже бывает, что у нас бывают обиды, как мы их называем. Вот это такое плохое состояние души, когда человек считает, что с ним несправедливо в чем-то обошлись, и он сам от этого страдает. А видите, какой простой выход из этой ситуации — Господь говорит: «кому отпустите». Но тут не совсем всё просто. Без благодати Духа Святого человек другому простить не сможет. У него на это нет просто никакой силы. А благодать Божия подаётся от Самого Христа, от Бога Отца, Духа Святого. А как? Когда человек просит. «Просите и дано будет вам», — говорит Господь.

Т.е. если мы пытаемся своими немощными человеческими силами сделать, например, такой шаг как простить, то у нас это очень часто не получается. И даже больше скажу — никогда не получится, потому что мы люди падшие и грешные. Надо это понять и себе можно на лбу написать, чтобы каждое утро смотреть, что «я человек падший». А то ведь у нас всё это очень быстро забывается, а потом думаем: что же у меня ничего не получается? А потому что ты сам хочешь это сделать. Всё сам. Если б мы могли сами, Господь бы на землю не пришёл и не страдал бы на кресте — если б мы могли сами всё это сделать. В том то всё и дело, что надо принять искренне, всею душой, всем сердцем вот эту жертву, которую Господь за нас принёс, крестную смерть.

Господь за нас пострадал не кресте и воскрес. Каждую неделю мы этот день вспоминаем, он называется воскресенье. И очень было бы хорошо христианину этот день всегда проводить в храме: накануне вечером прийти помолиться и в сам день прийти на Божественную литургию, ещё бы даже исповедоваться и причаститься. Вот эти элементарные вещи надо передавать людям, которые этого не знают. Их надо потихонечку учить, потому что люди страдают и мучаются сами от себя. И сами не понимают почему.

А Господь, слышите, говорит: «Я вас посылаю в мир». Христианин в этом нашем падшем грешном мире является носителем Божественного света. Если в нём этого нет, он только по названию христианин: если от него нет света и тепла, образно говоря, значит он как свечка потухшая. Свеча должна гореть, от неё должны исходить свет и тепло. В тёмную комнату внесли свечку, уже светлее стало. Ещё одна – ещё светлей. Так должен жить христианин, он должен быть носителем благодати Божией, носителем света Божьего, а не быть по наружности — что «я вот крещёный, и я христианин». А от него ни света, ни тепла нет – значит, что-то не так, значит только внешне ты христианин. С таким христианином даже говорить противно бывает, от него один, как сейчас говорят, негатив идёт: всё плохо, это не так, то не так. Это серьёзный звоночек. Значит ты не христианин, если у тебя всё плохо. Как это плохо, если за тебя Христос умер, Сам Бог отдал Свою жизнь, пролил Свою Кровь? Что у тебя может быть плохого? Только если эгоистические какие-то потуги мучают: тебе этого не хватает, того, это не так, то не так. А почему? Нет благодати Духа Святого, ты её не ищешь.

У тебя какие-то проблемы — ты идёшь к врачам. Ничего плохого в этом нет. Но врач не вылечит то, что у тебя болит на самом деле. Я, говорит, нервный стал. Ты не нервный стал, ты злой стал. А нервы – это второстепенное. Тебе дадут таблетку, твои нервы успокоятся на время. А потом ты станешь опять такой же злой, если ты не раскаешься в своих грехах. Если в тебе не будет благодати Божией, ни одна таблетка не поможет. Ни один врач не поможет. Нет лекарства ни от жадности, ни от гнева, от раздражительности, от гордости нет таблеток. Таблетки лечат только телесный наш состав и чуть-чуть  душу, поскольку тело с душой связано, то она и на душу конечно влияет. Только это как замазать проблему, а глубина её останется, если не будет раскаяния в грехах, и это всё не поможет. Это будет только временное какое-то облегчение.

И вот Господь ведь не даром говорит, он в нас верит, он посылает нас в мир и даёт нам реальную силу благодати Божией. И наши предшественники-христиане, которые жили 2000 лет со времени воскресения Христова, этому свидетели, что это реально, это можно. Ведь если высоко сказать, то благодаря христианам этот мир ещё стоит. Если бы не христиане, то давно все друг друга перегрызли бы. Христиане жизнь отдавали за Бога и за любовь к Богу и ближнему. И благодаря этому многие становились христианами. И благодаря этому мир ещё стоит. Но это большая ответственность конечно. Нам большая ответственность дана. Господь говорит: кому много даётся, с того много и спрашивается. Вот надо это осознать, но с Божией помощью всё это реально.

Только надо жить со Христом. Сейчас спроси любого, а он не знает а как это со Христом? Могут сказать о внешнем: в Церковь ходить, посты соблюдать, молиться. А Христа порой лично и не знает человек. Если есть такое, значит надо что-то с собой делать, искать Бога надо, надо к Нему стремиться, чтобы Его найти, встретить в своей жизни. А Он всегда готов ответить на наши поиски. Но мы как привыкли: что-то просим, нам Господь даёт. О, говорят, мне Господь помогает. Но ты Его не знаешь. Ты знаешь Его только в том, что Он тебе помогает. А лично ты с Ним знаком? Надо себе этот вопрос задавать. А Христа можно найти в своём сердце. Там Его надо найти. Если там не найдём, всё внешнее не даст нам Его. Но каждый по-разному идёт. Но без Церкви конечно не получится, без учения святых отцов, которое надо изучать потихонечку. Советы спрашивать. Спрашивать можно много советов, только не всё слушать, потому что такого насоветуют.

Это о чем говорит? Нужен творческий подход к жизни. Творческий – это  значит исходя из ситуации действовать, а не по схеме, как робот. Это робот действует по схеме. В робота заложили программу, и он будет делать то, что заложили. А человек тем и почтён от Бога, что ему дана творческая сила подходить ко всему творчески. Мы Его называем Творцом. И мы, поскольку имеем образ Божий, в нас тоже есть вот это творческое начало.

И всё надо творить во славу Божию, чтобы Бога прославлять через это. Что бы ты ни делал. Какое бы ты дело не делал, ты должен делать это как для Бога, во славу Божию. Т.е не просто так, что надо, есть необходимость, деваться некуда. Это значит ты ещё такой раб. Ты не сын Божий. Как Господь призывает, что Бог — Отец, а мы Его сыновья. А ты ещё раб. Это тоже хорошо. Всё-таки наверно лучше быть рабом Божиим, чем рабом греха. Но конечная цель – когда человек осознаёт, что он сын Божий. Что Христос для него как брат, старший брат. А если внимательно Евангелие прочитаем, то Господь ученикам так и говорит перед своими крестными страданиями: «Я вас уже не рабами называю, а братьями». Почему? А потому что они с Ним везде были, в Его страданиях, в Его жизни. И если мы будем со Христом везде, мы постепенно будем братьями и сестрами не только себе, но и Христу. И у нас действительно там будет Отец Небесный. И мы будем Его не бояться, а будем Его любить. Это конечная цель – полюбить Бога. Не просто бояться, что Он накажет.

Как Бог наказывает? Он вложил в этот мир свои законы, и они работают. Нравственные законы и физические, любые законы. Эти законы Бог положил, Он мир создал. И если человек идёт против Божьего закона, то почему Бог его наказывает? Да он идёт  против Богом установленного порядка. Естественно он будет себе рога отламывать и шишки набивать. Это не Бог его будет наказывать, просто он идёт против Богом установленного порядка. А Бог несмотря на это всё равно человека как-то порой и жалеет, и утешает, конфетки даёт, чтобы человек не совсем плакал, расстраивался. Ведь он идёт порой совсем в другую сторону. А Господь надеется, ждёт 20 лет, 30 лет, 40 лет, 50. Может перед смертью поймёт, может на последнем издыхании поймёт в чем смысл этой жизни, нашёл ли он Христа, встретил ли он Бога на пути или так и прожил непонятно как.

Господь говорит, что в Царство  Божие путь узкий, и в него этот путь находят немногие. Надо искать. И все богослужения в Церкви, все таинства к этому служат, чтобы найти этот узкий путь. И дай Бог, чтобы мы находили, нашли, кто ещё не нашёл. А кто нашёл – не потерять, потому что терять тоже очень легко. Можно плыть через огромный океан, проплыть с большим кораблем, нагруженным драгоценным товаром, подплыть к пристани и рядом с ним потерпеть крушение, и всё утопить. Такое тоже может быть. Такое было в жизни, у людей-подвижников сколько было, что люди постились, молились, уходили в пустыню, а вознеслись, возгордились этим, посчитали себя лучше других и всё профукали, как говориться, все свои подвиги. Получается, для чего это всё было – непонятно. Только собственную гордыню возрастили. И таких случаев немало. Но много случаев, когда всё-таки люди смиренно и в миру жили, и в пустыню уходили, ведь нет святости монашеской, мирской, она же одна, когда в человеке живёт благодать Духа Святого. Это неважно, где ты живёшь. Но вот это надо найти. И этого всем вам желаю.

Протоиерей Андрей Поляков

14 просмотров

Комментирование запрещено