Проповедь на всенощном бдении 14.12.19. О смерти

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим за молитву, поздравляем с праздничным воскресным днём. Как показывают наблюдения над современным человеком, он всячески пытается для себя забыть или как-то отмахнуться от такой вещи как собственная смерть. Мы видим, что сейчас в Европе люди даже пытаются похороны близких родственников сделать так, чтобы этого как-то не касаться – умер человек и всё, и забыли. Потому что это – говорят – омрачает нашу жизнь. Это глубокое заблуждение. Омрачать это может только тому, кто живет только здесь и сейчас и не собирается жить вечно. Тому – да, это конец всем развлечениям, увеселениям, наслаждениям, и для него это жуткое горе. Но для человека, который верит во Христа, в воскресение мертвых эта жизнь не кончается со смертью тела, а продолжается жизнь дальше. Как личность, душа его живёт до второго пришествия Христа.

И нам наверно надо знать, напоминать себе, откуда же взялась смерть как таковая. Мы видим из первых глав Библии, что смерть в род человеческий вошла как следствие греха. Наши прародители, Адам и Ева, не послушав Бога, а послушав дьявола, нарушили заповедь Божию, вкусили запретный плод, и как Бог говорил: «в тот день, когда вы вкусите, умрёте». И они умерли сразу духовно, а потом и телесно. Почему Бог в качестве наказания избирает вот такое, казалось бы, жестокое средство как смерть?

Это совсем не жестокое наказание, а большая мудрая наука для человека. Ведь живя на земле, человек часто бывает горд и самолюбив. Это тоже главное следствие греха. И вот чтобы смирить гордыню человека, Господь попускает ему болезни, старость и в конце смерть телесную, чтобы человек, в конце концов, смирил свою гордыню и понял, что он здесь не хозяин, а смертный, слабый, грешный человек.

И только лишь Евангелие и Церковь Христова наполняет всю жизнь, и в том числе смерть человека, на земле особым смыслом. Господь наш Иисус Христос вкусил насильственную смерть за наши грехи. А у нас бывает, как по суду Божию, по разному – кому что полезней, то Господь нам и попускает, и в том числе разный конец жизни. Обычно смерть – это итог всей жизни. Как человек жил, так он и умирает. Если человек сам убивал насильственной смертью кого-то, часто и его постигает насильственная смерть по его грехам. Если человек жил так тихо, мирно, он умирает также тихо, мирно и спокойно. Если был бунтарём, то и смерть у него такая, бунтарская часто. Это как следствие нашей жизни земной.

Мы все христиане за каждым богослужением просим у Бога кончины непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном Судище Христове. Это нам каждому хочется, чтобы наш конец был мирный, тихий, непостыдный и чтобы наша душа перешла спокойно без истязаний от бесов в руки Божии. Так было с Божией Матерью, так было со святыми людьми, которые жизнь часто заканчивали тоже насильственно, но не потому что они были такие, а потому что за проповедь Христа они от Бога были сподоблены вот этой смерти. Это они считали великой честью – умереть за Христа. Кто знает, способен ли на это кто-то из нас сейчас. Господь это может дать только тому,  кто это вынесет. А в основном, конечно, мы стареем, болеем и умираем телесно.

И помнить об этом надо каждый Божий день. Неважно, сколько лет нам каждому, но любой день может быть последним, и память о смерти жизнь не омрачает, а наоборот человек, помнящий об этом, делает правильные выводы. Он уже поступать будет так, как будто живёт последний день. А если мы живём и думаем: ну потом-потом, — как обычно мы это делаем, то мы поэтому и грешим часто вот так своими делами, поступками, думаем: это ещё нескоро меня коснётся.

А вот мудрость такая, которой учит нас наша Церковь и Господь, говорит: «Бдите и молитесь и не внидите в напасть». Что такое «напасть»? Как перевести? Мы это часто понимаем, как какие-то только земные проблемы. А на самом деле напасть – это когда мы можем попасть в руки дьявола и бесов, не только здесь, но и в вечности. В чём застану, говорит Господь, в том и сужу. Т.е. в каком состоянии души человек покинет этот мир, в таком он попадает и в вечность. Поэтому надо за собой следить, особенно вот сейчас, опять напоминаем, идёт пост, чтобы мы учились так себя держать. Помоги нам всем Господь.

На предстоящей седмице в четверг глубоко почитаемый праздник у нас на Руси и во всём мире – память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В среду всенощное бдение, в четверг служба в 7 часов, как обычно. А в среду 18 декабря у нас особые торжества по случаю 150-летия со дня рождения подвижника благочестия священника отца Николая Болоховского. По этому случаю будет совершена торжественная служба в Успенском Нижнеломовском монастыре, куда вы все пригашаетесь, у нас будет паломническая поездка организована, все желающие могут записаться у соц. работника Ольги Петровны. Так что всех туда мы приглашаем. Служба будет в среду там в 9 утра, отсюда автобус будет в 7 утра. Так что всех вас приглашаем. С праздником, доброй ночи. Спаси Господи.

Протоиерей Андрей Поляков

18 просмотров

Комментирование запрещено