Проповедь на Всенощном бдении 24.08.19. О наших грехах

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днём, и сегодня давайте напомним себе основные грехи, которыми мы согрешаем в нашей жизни. Господь наш Иисус Христос заповедал любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумом, всей крепостью и ближнего, как самого себя. На этих двух заповедях, по слову Господа, и держится весь закон мироздания.

Первое – это любовь к Богу. Она должна у нас выражаться в том, что мы, в первую очередь, должны иметь истинную веру в Господа Иисуса Христа и во Святую Соборную Церковь. Церковь – это не человеческое создание, а Божие. Господь Своей Кровью на Кресте основал Церковь и призывает в Неё всех истинно в Него верующих. Кто слышит голос Божий, голос Евангелия, тот становится членом Святой Соборной Апостольской Церкви. Как мы можем грешить против этого? Во-первых, мы часто, приняв таинство Крещения, бывает, что живём вне Церкви. А жить в Церкви – это значит жить вместе с Церковью и стараться исполнять всё, чему учит Церковь в Святом Евангелии. В Церкви Бог ставит епископов, священников, других служащих, и одна из обязанностей епископа и священника – это поучать народ. Если мы слушаем, чему нас учит Церковь, мы должны это и исполнять. Как говорит Господь: «Всё, что они вам говорят, делайте». Но мы часто соблазняемся поведением того или иного священника и говорим, что он такое делает или другое. Но ведь и Господь сказал, что «по делам их не поступайте, а всё, что говорят, делайте». Почему Господь так сказал? Потому что Он знает, что священники тоже люди немощные, что подвержены грехам и страстям. И если мы будем смотреть на недостатки других, в том числе и священников, то будем не спасаться, а гибнуть. Как говорит Господь: «Не судите, да не судимы будете». Если мы не соблюдаем постов, редко исповедываемся, редко причащаемся, это уже нам грех, потому что через таинства Церкви мы невидимо общаемся с Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Если же мы, живя в миру, редко приступаем к Исповеди, Причастию, то, конечно, это показывает, что мы мало любим Христа и мало любим Церковь, Им созданную. И как человек, который пачкается, пытается побыстрее отмыться от грязи, так и наши духовные язвы – грехи – надо не носить в себе, а скорее каяться, идти на Исповедь. Этим мы получим у Бога разрешение от грехов, и Бог нам даст уже силу с грехом бороться. И это тоже наш грех – редкие Исповедь и Причастие. Ещё мы, придя в храм, также подвергаемся и такому соблазну: разговариваем во время службы, невнимательны бываем к чтению и пению, думаем о постороннем, то есть телом мы в храме, а душой мы «где-то там». Был такой случай, когда царь Иоанн IV стоял на службе, и с ним также был Василий Блаженный. И когда царь вышел из храма, то этот блаженный ему говорит:

— Царь, а где ты был?

— На службе.

— Ты не был на службе.

— Как же не был? Был.

— Нет, ты был на Воробьевых горах и смотрел, как тебе там дворец построить.

Т.е. он видел его мысли. А Господь тем более видит, о чём мы думаем. Мало того, мы порой думаем о том, кто чем плохой, осуждаем и, будучи на молитве в храме, мы думаем о грехах других людей. Видите, какая наша душа больная грехом, что даже в таком месте мы думаем о грехах других людей. А ведь Христос говорит: «Если ты хочешь принести дар твой Богу, то когда придёшь, вспомни, может, кто на тебя имеет или ты на кого. Прежде примирись с братом твоим, а потом приноси твой дар». Т.е. если мы хотим помолиться, то должны всем всё простить, тогда наша молитва будет действительно нам в пользу. А если мы молимся, а сами осуждаем других, то разве это богоугодно? В этом тоже бываем грешны..

Живём порой в браке невенчанные – тоже грех, если оба крещёные и верующие. Есть ещё тяжкие грехи, такие как блуд, колдовство, убийство. С такими грехами человек не может причащаться Святых Тайн прежде, если не понесёт какой-то епитимьи, которую даст священник на Исповеди. Ещё бывает, что мы стесняемся грехов, утаиваем их, и когда мы каемся, а грех тяжкий специально утаиваем, то, как говорится, «ты пришёл с десятью грехами, а ушёл с одиннадцатью», а грехи не прощаются. Если уж ты пришёл каяться, надо всю душу чистосердечно открыть. Ведь мы каемся перед самим Господом. А священник – это только свидетель, который от имени Божьего властью ему данной прощает и разрешает грехи. Но ведь может быть и так, что священник прочитает молитву, а Господь грехи человеку не простит, если тот что-то утаил или же сам лукаво другим не хочет прощать, а хочет только, чтобы ему Бог простил. Т.е. ещё важное для нас условие – прощать грехи, тогда и нам будет Господь грехи прощать.

А против ближних у нас какие грехи? Все против любви — обиды, злословия, кого-то осудили, оклеветали. Частый грех – клевета. Мы начинаем говорить о ком-то, входим в раж и на человека столько за глаза наговорим по нашим вот этим страстям. А ведь это клевета. Надо быть очень внимательным за своими словами. «От слов оправдаешься и от слов осудишься», — говорит Господь. За каждое праздное слово даст человек ответ на Страшном Суде Божьем.

Ещё наш грех – и первый наверно – это наше маловерие, что мы плохо верим во Христа, в Евангелие. Ведь всё, что сказано в Евангелии – это истина. Если будем верить и жить по Евангелию, то будем людьми счастливыми и радостными. А если мы маловерные, то вот мы и унываем, нам тяжело, плохо, потому что крест, который есть у каждого, мы порой нести не хотим, а хотим легко жить, без труда попасть в рай, а такого не бывает. Мы люди грешные, и чтобы превозмочь грех, нужен труд над собой, нужно учиться быть сдержанными, терпеливыми, и это не простой труд. Главное – быть смиренными, учиться подчиняться старшим, учиться подчиняться заповедям Божиим, а это очень трудно, но без этого не спасёмся. Тем более сейчас видим, что происходит в обществе – людей уродуют с детских лет, их учат никому не подчиняться, с самых малых лет. Это кто же вырастет? Надо учиться подчиняться правде, подчиняться Закону Божию, а если человек хочет быть своевольным, то это признак гордости, признак дьявола, он горд и никому не хочет подчиняться.

И если мы не грешим только из-за страха, что нас в тюрьму посадят или накажут, то какие же мы христиане? Мы ещё рабы греха – не Бога боимся, а боимся человеческого наказания. А Бог ведь истину святую видит, где бы мы ни были, а наши мысли и чувства, дела, слова – всё, даже если люди не видят, Бог всё знает и видит. Вот если иметь этот страх Божий, жить всегда в присутствии Бога, тогда мы научимся каяться, будем всегда за собой следить. Каждый должен за собой следить, как Господь говорит: «Бдите и молитесь, чтобы не впасть в напасть». Почему мы в жизни впадаем в проблемы? Потому что бываем невнимательны, плохо молимся. Молиться надо часто и много. Но не тараторить языком, а вникать в слова молитвы умом, понимать что говорим. Правило перед Причастием берём – и лишь бы оттараторить, и всё — вроде бы подготовились к Причастию. И также утренние и вечерние молитвы. А ведь надо в них вникнуть, о чём там говорится. Это тоже грех пустословия перед Богом, что протараторил и всё. Это только внешне, а внутри что? Толку никакого. А надо чтобы дошло до сердца, до души. Если помолился и не было сокрушения о грехах, значит ещё не помолился, как следует. Если понял свои грехи, может даже слеза навернулась – это ещё похоже на молитву. А если только как какой-то мёртвый кусок дерева протараторил, какая же это молитва? Только ветер один гоняет. Но это не значит, что молитвы надо ждать, что сейчас что-то произойдёт. Просто надо молиться, как можем – внимательно и сосредоточенно, простив всех и в мирном состоянии духа. Это очень важно. Ведь мы носим с собой в душе или рай, или ад. И этим настраиваем других людей: если рай, значит, мы вокруг себя рай распространяем, а если ад – других своих состоянием немирным и греховным заражаем.

Ещё такие грехи как блуд, пьянство сквернословие – очень часты, к сожалению, в нашем русском больном обществе. Пьянство, блуд и сквернословие. На каждом углу можно слышать мат, но надо не судить, а самим так не делать. Не осуждать, а лучше как-то Богу лишний раз помолиться. Как один святой, который увидел, как люди грешат, стал молиться: «Господи, сегодня они грешат, а завтра я буду грешить, и они может покаются, а я может не покаюсь как следует». К нему явился Ангел и сказал: «За то, что ты не осудил других, а вспомнил свои грехи, то ты вписан в Книгу Жизни». Вот как надо поступать.

Или пост – вот пришёл в гости, а тебя угощают люди неверующие чем-то скоромным. А ты говоришь: «Не-е-е-т, я пощусь». Это тоже наверно по гордости чуть-чуть. Лучше поешь. А как делали святые? Потом дома наложи на себя в два раза строже пост, чтобы поститься не перед людьми, а перед Богом. Ведь и Господь говорит, чтобы не перед людьми показывать, какой ты постник, а перед Богом. Никто не видит, вот и постись. А то мы еще и других осуждаем. Ведь мы должны понимать, что живём в обществе людей безбожных. Безбожные люди вокруг. И это не как осуждение, а как факт. Ведь и Господь говорит: «Я вас посылаю, как овец среди волков. Будьте мудры как змеи и простые как голуби». Что требовать от людей-безбожников? От себя надо требовать, а мы — видите как — к другим предъявляем требования, а сами значит живи, как хочу. Так христианин не должен жить. К себе нужно предъявлять требования строгие, а других оставлять на волю Божию.

Мы думаем, что Господь не может наказать никого. Очень даже может, вразумить как-то. А мы берём на себя суд Божий и начинаем судить и требовать от людей того, чего они просто не в состоянии понять и сделать. Этим только вносим разлад в обществе. Потом о нас говорят: «Вот, они верующие, а как себя ведут…» Надо быть мудрым, как змея. А в чем её мудрость? Она, когда её хватают, хвост оставляет и уползает, зато голову хранит, а второстепенное может сбросить. Второстепенное – это всё внешнее, а главное — хранить веру во Христа, и это должно быть сокровенным. А если спросят, тогда ответить, а не навязывать себя другим, как мы порой делаем, навязываем. Так не делал ни Христос, ни апостолы. Личным примером и молитвой, а не каким-то там навязыванием. «Вот ты давай». – «А ты давай сам? Покажи любовь к Богу, к людям». А это труднее всего, навязывать же легче, да ещё гордиться от этого: вот, я беру на себя миссию других спасать. Не сумасшествие ли это — спасать других? Не по гордости ли мы лезем в это? Себя спаси, сам будь со Христом. А на то есть епископы, священники. А вот спросят – ответь, конечно, подскажи. А лезть вот так вот, как мы часто грешим, не нужно. А ведь терпеть трудно недостатки других, но «терпением спасайте души ваши», — говорит Господь. Где же наше христианское долготерпение? Терпеть надо недостатки других, если они не вредят другим. Если вредят, то конечно надо как-то вразумлять. В общем, нужна мудрость Евангельская. А мы так поступаем против любви. А Бог есть любовь. Мы же о любви говорим много, а сами порой любви не имеем в Бога. А всё начинается опять с простого – жить, как учит Церковь Христова. Она – столп и утверждение истины. Все правила церковные ведут к Богу, если их человек старается выполнять. Всё в Церкви ведёт к спасанию. Будем это помнить. Спаси вас Господи.

 

Протоиерей Андрей Поляков

33 просмотров

Комментирование запрещено