Воскресная проповедь 08.09.19. Евангельский рассказ о богатом юноше

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с воскресным днём, днём памяти Владимирской иконы Божией Матери и днём памяти святых мучеников Адриана и Натальи. Сегодня в Евангелии мы читали и слушали повествование о том, как к Господу нашему Иисусу Христу подошёл молодой юноша и спросил: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Очень странно, что молодой человек задумался о вечной жизни. Вы такое хоть раз встречали, чтобы человек в 15, 20, 25 лет думал о вечной жизни? Это очень редкий случай. Но вот был такой юноша. И Господь ему говорит: «А ты почему Меня называешь благим? Никто не благ, только один Бог». Он видел, что этот юноша не верит в Него как Бога, а просто как какого-то мудрого земного учителя, человека. Из этого и следует то, почему Господь говорит, что нельзя людей называть благими и что только Бог благ. Потому что все мы люди бываем очень изменчивы, и мы в земной нашей жизни часто можем очень много раз меняться как к худшему, так и к лучшему. У нас даже в течение суток, если последим за собой, как часто меняется настроение наше. Мы очень в этом смысле непостоянны, а все наши добрые дела и добродетели оцениваются как зло. Поэтому Господь так и ответил этому юноше, искавшему жизни вечной. И Господь его отсылает к ветхозаветным заповедям, говоря: «Заповеди знаешь?» Он говорит: «Какие?» – «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, почитай отца и матерь, не лжесвидетельствуй, люби ближнего как самого себя». На что юноша ответил: «Это всё я соблюдаю от моей юности».

Есть некоторые толковники, которые говорят, что этот юноша конечно был такой хвастливый. Во-первых, если бы он любил ближнего, как самого себя, он бы не был таким богатым, он бы многое отдал. Вокруг было много голодных, нищих людей, а он был такой богатый. Как же ты любишь ближнего, как самого себя? Уже в этом была ложь. Но он наверно по молодости этого ещё не понимал, очень так поверхностно относился к заповедям Божиим. И Господь, видя его страсть к богатству, его привязанность к мирским благам, говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, всё продай, раздай деньги нищим и иди следуй за Мной». А юноша опечалился, потому что имел много земных богатств. Откуда? Раз молодой, наверно досталось от предков — они собирали, копили, а он это всё получил, как сейчас говорят, «бонусом», но сам над этим не трудился. И конечно это ему жизнь весьма скрашивало: он мог себе много что позволить, имея большое богатство. А вот Господь ему говорит: «Хочешь быть совершенным? Всё раздай и следуй за Мной». Т.е. отрекись от всего этого и живи по Евангелию, следуй в жизни за Моими Божественными учениями. Он был грустный, не смог от этого отказаться. Он думал, что можно этот как-то всё совместить: и богатство, пристрастие к нему, и жизнь вечную. Оказывается, нельзя, не получится так.

И Господь поэтому сказал, что трудно богатому войти в Царство Божие. Ученики очень удивились — почему? Они думали, как тогда многие, что раз человек богатый, значит он обладает хорошими качествами: он трудолюбивый, умный, он всё заработал трудом. Так и есть, что это качества хорошие. Но в чём же здесь преграда? А в том, что человек всё это богатство считает своим, а не тем, что ему это дал Бог. Он думает: «Я с этим богатством могу очень много решить. У меня связи, знакомства, материально я обеспечен, мне ничего не страшно. У меня впереди перспектива хорошей такой жизни, и в рай сразу попаду». А вот тут есть опасность. Обычно, у кого много богатства, тот много на это тратит жизнь свою, ведь оно всё нуждается в уходе. Вот у тебя однокомнатная квартира, а у другого дом восьмиэтажный. Сколько надо убираться и порядок наводить? И так во всём, если ты это всё бережёшь себе одному. Есть один фильм, в котором имеется мудрая фраза. Одному сыну мать говорит: «Человек в жизни должен довольствоваться самым необходимым, а всё остальное – это всё рисовка перед другими». Похоже? Нам же каждому для жизни нужно очень мало. И одна современная женщина-меценат, которая построила 90 храмов, говорит: «Что такое богатства материальные? Это то, что тебе дал Бог подержать на время, чтобы посмотреть, как ты этим распорядишься». Вот это правильный подход — дали подержать, и каждый решает, куда это всё потратить – на добрые дела или на себя родного, на свои удовольствия, развлечения и прочее.

И ученики так удивились: как же так? Ведь большинство людей в своей жизни к этому стремятся – к материальному достатку, комфорту. Однажды вёл со школьниками беседу, спрашиваю у них: «Какая у вас цель в жизни?» — «Денег побольше заработать». Так и есть… И таких большинство. И уже профессию себе ищут не по призванию, а чтобы побольше платили. Какое же тут призвание? Лишь бы побольше заработать. Может это и не совсем так плохо. Но ведь уже думают, что это главное в жизни — материальное богатство. А Господь в другой притче говорит, в кого нужно богатеть — в Бога. Кто на что надеется, то тем и богат. Если ты надеешься на материальное, ты этим и богат будешь, а если ты надеешься на Бога, будешь Богом богат. И много было людей обеспеченных, которые спаслись, потому не привязывались к этому богатству и не считали его чем-то своим, что «я этого достоин». Вот царская семья, наши страстотерпцы — они во дворцах жили, всё было в золоте. Сходите в Петродворец, в Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Сейчас люди туда ходят посмотреть, а они там жили, но это их не испортило, потому что у них был главным в жизни Господь.

Но много ли среди нас богатых? Нет, конечно. В церкви мало богатых прихожан, зажиточных. В основном — середнячок и ниже. Но ведь мы ещё бываем чем «богаты»? Своими амбициями: «я-я-я-я», надеемся на своё «я». И это тоже наше «богатство», от которого надо избавляться. В Бога богатеть учит Господь и надеяться только на Него, и жить только Им. Это трудно, конечно. Потому что мы грешные и падшие, но надо себя заставлять, а результат — он виден бывает, но не сразу. Надо жить с Церковью, и всё будет постепенно в человеке исправляться. Даже сам не заметит, как произошло такое, что вдруг раз и стал другим: более ко всему стал относиться попроще, к жизни стал относиться более серьёзнее, ответственнее. Потому что, если делать всё, чему учит Церковь, это ведёт нас ко Христу, ко спасению, а если что-то имеем лишнее, надо избавляться от этого, нам не нужного, как от балласта на корабле или воздушном шаре, выкидывать за борт.

Господь говорит: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие». Есть такой анекдот на эту тему: один богатый человек-меценат умирает, подходит к Раю и видит стоящего Ангела, который смотрит в список и говорит:

— А Вас в списках нет.

— Как так? Я столько добрых дел сделал, столько помогал, столько денег потратил, чтобы храмы строить, помочь кому-то. Еще раз посмотрите, как это так, не может быть, что меня там нет.

Ангел ещё раз посмотрел и говорит:

— Нет вас. Но вы не волнуйтесь, деньги мы вам вернем.

Это о чём говорит? Можно и добрые дела делать по-разному. Так, некоторые думают, что сейчас себе выкупим Царствие Божие. А при этом человек может быть, например, блудником. Деньги жертвовать, а блудить при этом. Но тут всё равно в ад попадёшь, если не исправишься.

Или один подходит и говорит:

— Батюшка, что-то я вот пью много.

— А почему же ты пьешь-то?

— Да денег много, — а это были 90-е годы.

— Сейчас я тебя вылечу быстро.

— А как?

— Деньги лишние отдавай на храм, больным, на детдом.

— Да?

— Да.. И всё, и не на что будет пить…

И он, как в этом рассказе, погрустнел. Он думал, я ему сейчас как волшебник что-то сделаю, и всё сразу пройдёт. Но ты пьешь почему? Потому что ты не знаешь куда деньги потратить, ты их на себя любимого тратишь. А трать их на добрые дела – и пить не будешь, и другим добро будет. Погрустнел мужичок, уж не знаю, что там дальше было. Но погрустнел, как в этой истории Евангельской. Он думал как-то бескровно решить этот вопрос. Не получится… Святые отцы говорят: «Дай кровь и прими Дух». Бороться надо с грехом до крови. Понятно, что не в материальном смысле, а в духовном. Себя надо в этом смысле не жалеть, но мы любим себя любимых, больше чем всех людей на свете. Надо исправляться, иначе, даже если имеешь какую-то мелочь, и к ней привязан, ты уже не спасёшься. Есть рассказ о том, как одна женщина-миллионерша где-то в Англии умирала и перед смертью попросила, чтобы ей принесли её любимое платье. Видите, как расставаться трудно было с любимым платьем перед смертью. Вот так бывает. А у нас, верующих во Христа, так быть не должно. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

19 просмотров

Комментирование запрещено