Воскресная проповедь 08.12.19. Исцеление согбенной женщины

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с воскресным днём, и сегодня Церковь нам предлагает случай, когда Господь, придя в субботу в синагогу, где собирались иудеи, увидел там женщину, которая была скрючена, т.е. она ходила, согнувшись 18 лет, это был её недуг. И Господь её исцелил, возложил руки на неё и сказал, что она отпускается от своего недуга. Начальник синагоги стал ругаться, говорит: «Суббота – это день покоя. В этот день по закону Моисееву ничего нельзя делать, вот приходите исцеляться в другие дни, а в этот день нельзя». Тогда Господь ему сказал: «Не отвязываете ли вы вола своего или осла в субботу и не ведете ли поить? А эту дочь Авраама сатана связал таким недугом, неужели её нельзя освободить от этого недуга в этот субботний день?»

Тут хотя всё кратко, а смысл очень большой. Во-первых, удивляет терпение этой женщины. Видите, она страдала 18 лет, но в синагогу ходила на собрание, чтобы слышать слово Божие. Она не говорила: «Вот, Бог не слышит и не исцеляет, и не буду ходить». Т.е. она проявляла терпение и смирение и несла свой недуг, как наверно заслуженный. И Господь, видя это, её исцелил. Видите, Он сказал: «Её связал сатана». Почему? Мы не знаем, но вот когда сатана вышел из этой женщины, и она выпрямилась, то сатана связал начальника синагоги завистью и злобой: он стал ругаться на то, что исцелилась в субботу. Это такой законический подход. Он не понимал, что «суббота для человека, а не человек для субботы», как говорил Господь. Все правила и законы установлены для спасения человека. И если в субботу делать добро, то это конечно можно. Богоугодные дела можно делать всегда, в любой день недели. У нас такое бывает: «вот, в воскресение что-то сделал – стирала или полы мыла». Ну смотря для кого. Если ты пошла или пошёл помог кому-то, разве это не богоугодное дело? А если мы себе это делаем, то лучше конечно не делать. А что делать? Молиться больше. А ты и не молишься, и ничего не делаешь. Нет, делать дела Божии можно всегда.

Такое событие нам сегодня Церковь предлагает о том, что мы всё-таки должны быть терпеливы, как эта женщина. Нас скрючивают наши грехи, пороки, страсти, мы порой просим Бога, чтобы Господь нас исцелил от них, но Господь медлит. Хочет научить нас терпению и ненадеянием на себя, а надеянием на Него, чтобы мы не на себя надеялись и не на свои какие-то, как нам кажется, подвиги. Вот пост – это что? Мы Богу что-то приносим? Конечно, нет. Мы себе пользу приносим. Это вещь богоугодная, но Богу не надо это всё. Это нам надо. И молитвы, хождение в храм – это надо нам. Мы это порой не понимаем. Думаем, что Бог смотрит и думает: «Сейчас посмотрю, сколько человек будет голодать». Скажет: «О, молодец, много голодал, на тебе конфетку за это». Конечно, нет. Пост – это когда мы умерщвляем тело, а дух наш больше освобождаем служению Богу. И если человек болен, не может поститься, ему пост разрешается не соблюдать. Это ведь не для того, чтобы человек голодал и всё, и умер от этого. Пост – чтобы страсти свои побороть, чревоугодие и прочее. А если человек уже в возрасте, и он свободен от этих страстей, то какой ему пост телесный? Духовный — да. А телесный зачем, он и так слабый, еле ходит, ещё пост давай. Это же сумасшествие. «Умер от поста» – диагноз в некрологе.

Вот поэтому мы должны делать всё премудро и понимать, что все законы и все постановления Церкви нам даны для нашего спасения и пользы. Постом человек часто видит свои недостатки лучше, грехи, чтобы было в чём исправляться, чтобы жить так нерассеянно, не развлекаться, тогда и увидит человек, чем он живёт, ради чего живёт, и увидит свою погибель, что он, оказывается, гибнет, что он ещё очень далёк от Бога, что он ещё, оказывается, даже и не начинал каяться. И вот все эти наши хождения в Церковь, наши все молитвы – это всё очень хорошо. Только для чего? Вопрос. От нечего делать или для того, чтобы учиться быть с Богом? Эта женщина понимала смысл, даже и горбатой, скрюченной она ходила, хотела быть с Богом, даже такой вот скрюченной. Ей это было наверно главней – быть с Богом. И Господь её исцелил. Увидел, что она может быть уже исцелена, что уже она встала в правильное устроение души. А у нас бывает так, что полезно нам поболеть, пострадать, потерпеть. Разве Господь не может нас от этого всего оградить и избавить? Может, но не всегда это делает. Значит, нам это полезно. Когда человек страдает телесно, меньше грешит. И когда человек видит свои немощи, он больше будет к людям относиться с состраданием и с терпением их недостатков. Скажет: «Как Господь меня терпит, как же я не буду других терпеть?» А когда человек не видит своих грехов, он всем бывает не доволен, что всё не по его. И порой делает большие в жизни ошибки уже плюс к тем, что есть. Вот этот евангельский случай нам должен послужить таким примером, чтобы мы были как эта женщина, а не как начальник синагоги. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

50 просмотров

Комментирование запрещено