Воскресная проповедь 13.06.21. Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь чтит память святых отцов I Вселенского Собора, который проходил в городе Никея в 325-м году. Со всего христианского мира архиереи, епископы съехались на этот Собор для того, чтобы осудить ересь некоего священника-пресвитера Ария, который в своем лжеучении утверждал, что Иисус Христос не есть Сын Божий, что Иисус Христос является просто творением Божиим, что Иисус Христос не единосущен Своему Богу Отцу, а значит, что Иисус Христос не есть Бог.

И если бы это лжеучение было утверждено, то, наверное, не было бы христианства, не было бы Церкви Христовой, не было бы церковных Таинств, а значит, не было бы пути для спасения рода человеческого. И неслучайно сегодня за Божественной литургией читается Евангельский отрывок, в котором содержатся очень такие глубокие и значительные слова. И, пожалуй, если бы кто-нибудь из нас спросил, а можно ли одной фразой объяснить всю сущность христианства, то в ответ на этот вопрос можно было бы процитировать слова из сегодняшнего Евангельского чтения — это слова Христа Спасителя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Действительно, оказывается, что без знания Бога и посланного Им Иисуса Христа нет жизни вечной, невозможна жизнь вечная без знания Бога. Но ведь знание у каждого человека разное, и знания ограничены воспитанием человека, его образованием, его культурой. И вот тогда, в третьем, четвертом веках, уже возникали разногласия и споры: кто такой Бог, какие Его свойства, кто такой Иисус Христос. И вот этот священник Александрийский Арий сконцентрировал в своем лжеучении все те споры, которые были тогда, и выплеснул это на Первом Вселенском Соборе. Но святые отцы осудили это лжеучение Ария и сформулировали христианское учение об Иисусе Христе, как Сыне Божием, и изложили это учение в Символе веры, потому что святые отцы понимали, что суть всякой ереси, цель всякого лжеучения – это закрыть человеку путь к обожению, к познанию Бога.

Конечно, нам наверное не совсем понятны эти догматические богословские понятия: обожение и единение с Богом. Но именно для этого Бог воплотился, пришёл в наш грешный человеческий мир, пострадал на кресте, принёс Себя в жертву, воскрес, создал Свою Церковь, и для чтобы человек через Церковные Таинства имел возможность единения с Богом.

Однажды Иисус Христос спросил Своих учеников, за кого они Его почитают. И апостол Петр от лица всех апостолов отвечает: «Ты Христос, Сын Бога живаго». И тогда Иисус Христос, как бы подтверждая эти слова, говорит апостолу Петру, что «блажен ты Петр, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Этими словами Христос подтверждает то, что истину человек может узнать только от Бога. Не от своего падшего греховного ума, разума, но истину для человека открывает Бог. И в этом утверждении апостола Петра, что Иисус есть Сын Божий, находятся очень важные понятия для нас. Сын Божий – значит Он един сущностью с Богом, един естеством, значит Он есть Бог. И в ответ на это утверждение апостола Петра Христос говорит ему: «Ты Петр, и на сем камне воздвигну Я Церковь Свою, и врата ада не одолеют Её». Именно на утверждении апостола Петра, что Иисус Христос есть Сын Божий, стояла и будет стоять Святая Церковь.

Святитель Григорий Богослов, рассуждая над теми чудесами, которые сопровождали смерть и воскресение Иисуса Христа, говорит, что «чудеса эти велики, но самое великое чудо – это моё личное спасение». И апостол Павел говорит, что «если бы Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша были бы тщетны». Если бы Он не был Богом, то тогда зачем было бы всё это? И вот тогда в 325-м году святые отцы собрались для того, чтобы утвердить эти основополагающие принципы, догматы церковные о Иисусе Христе, как Сыне Божием. И выразить их в Символе веры.

И сегодня мы вспоминаем это событие, и это ещё один повод задуматься над тем, а понимаем ли мы эти догматы, которые мы исповедуем в Символе веры? Мы вообще даем себе отчет о тех словах, которые произносим каждый день, каждое утро во время утренних молитв, когда поём Символ веры в храме за Богослужением? Или мы просто на автомате произносим эти слова, не понимая их значения?

Тогда, когда проходил Первый Вселенский Собор в 325-м году, это начало IV-го века, то интересно, что сохранились свидетельства современников тогдашних о том, что простые люди тогда, когда собирались где-то на рынках или других местах, где было собрание людей, то они занимались не пустой болтовней, а рассуждали о воплощении Бога, Святой Троице, т.е. люди искали истину, искали ответы на вопрос, что полезно для их спасения. И посмотрим на нашу жизнь. Как бывает, к сожалению, всё наоборот: когда мы не то что не рассуждаем о Боге, о каких‑то догматах, а наоборот – свою мирскую суету приносим в храм, и начинаются в храме разговоры о том, кто что видел, что слышал, что кому приснилось, у кого что болит, и так далее.

Сегодняшний праздник святых отцов Первого Вселенского Собора побуждает нас задуматься о своем поведении, о том, как мы исповедуем Бога. И дай Бог, чтобы молитвами святых отцов утвердил и нас в истинной вере. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

14 просмотров

Комментирование запрещено