Воскресная проповедь 22.12.19. Об исцелении 10-ти прокаженных

Сегодняшнее Евангелие нас учит быть людьми благодарными. 10 человек болели жуткой болезнью – проказой, и они кричали, увидев Христа: «Наставниче, помилуй нас!» Они просили у Бога милости, и Господь им сказал: «Идите, покажитесь священнику». Священник тогда мог освидетельствовать, что человек, больной проказой, исцелился, и давал ему расписку, что он мог жить теперь с нормальными обычными людьми. А так прокаженному запрещалось жить с людьми, и они были вынуждены скитаться за городом, как сейчас людей называют «бомж». Т.е. жили, где придётся. Носили особые колокольчики, и звоном этих колокольчиков предупреждали людей здоровых, что они где-то рядом, чтобы люди их не касались, чтобы не заразиться. У них была, конечно, горькая учесть.

Но вот они, услышав про Христа, искали Его наверно, и, найдя, кричали издали, прося милости. Пока они шли ко священнику, проказа с их тела сошла, они очистились. Совершилось чудо. Один из них возвратился, пал к ногам Иисуса и стал Его благодарить за это. Господь ему говорит: «А ведь очистились десять, где остальные девять?» Только лишь вот этот один, и тот, будучи не израильтянином, а иноплеменником, пришёл и воздал славу Богу. Видите, Господь здесь имеет ввиду Себя как Истинного Бога. И говорит ему: «Иди, вера твоя спасла тебя».

Мы в этой жизни земной, к сожалению, ведём себя вот как эти девять человек. Мы забываем о благодарности и Богу, и людям. Мы, будучи одержимы эгоизмом, самолюбием, считаем, что если что-то с нами происходит хорошее, мы этого достойны и заслужили, и не стоит никого и благодарить. Это неправильно. Даже если у тебя в жизни скорби, болезни, какие-то беды, Феофан Затворник говорит: «И через это ты можешь спастись, если будешь за это благодарить Бога, ведь Бог знает кому, что, когда полезно и нужно». Есть даже такой духовный кант, его составили православные люди, где есть такие слова: «Слава Бога за скорбь и за радость».

Да, мы не умнее Бога, и мы порой не знаем, что нам в этой жизни полезнее для вечного спасения. Если мы смотрим только на временную жизнь, то да, конечно, все эти скорби, болезни у нас могут быть очень тяжки и невыносимы, мы можем даже не то что не благодарить, а ещё и роптать. Но если мы посмотрим на это из вечности, то поймём, что лучше в этой жизни потерпеть какие-то скорби, болезни и вечно быть с Богом, чем здесь жить пространно, как в притче о богаче и Лазаре. Богач жил так роскошно и душу свою совсем развратил сластолюбием, самолюбием, и через это хоть в этой жизни и благоденствовал, но попал в ад. Так и мы, если только лишь думаем об этой жизни, то мы можем и думать правильно, а можем забывать, что Господь как премудрый врач нам посылает какие-то горькие порой лекарства для исцеления наших грехов.

Видите, 10 человек очистились, а один только поблагодарил. Я всё время рассказываю в этот день одно и то же, что я 25 лет священник, и ни один, за редким исключением, не пришёл и не сказал: «Батюшка, хочу отслужить благодарственный молебен». За 25 лет таких не видел. Все только ноют, что плохо, «что делать?», «помогите», и никто не благодарит Бога. Так и будете ныть дальше, если не научитесь благодарить. Чем это объясняется? Советский безбожный менталитет.

Если мы на всё, что с нами случается, смотрим как на случайность, то это объясняет нашу неблагодарность, а если как на Промысел Божий, то будем Бога учиться благодарить за всё, ведь когда человек благодарит, у него изменяется сердце. Внутри человека происходят изменения. Он чувствует, что в душе мрак расходится. А когда человек ещё и ропщет в трудных ситуациях, мрак ещё больше сгущается. И благодарный человек, по слову старца Николая Гурьянова, ни в чём никогда не нуждается. У благодарного человек всё есть, что ему надо. А неблагодарный всегда ноет, что ему всё плохо, ему всё не так.

Да, конечно, учиться благодарить не просто за всё случающееся, но нужно, если хотим в этой жизни уже быть общниками Воскресения Христова. Он, будучи Богом, не посчитал чем-то особым Себя так умалить, что стал подобным нам и принял на Себя страшную поносную смерть, будучи Богом. Он не посчитал это для Себя чем-то унизительным ради любви к людям. А мы Его за это даже не благодарим. У нас главное таинство Церкви — Причастие — называется по-гречески Евхаристия, что значит Благодарение. Хочешь благодарить Бога — почаще принимай эту страшную, но спасительную Жертву: Кровь и Тело Христовы. Это для Бога лучшая благодарность.

А бывает, что люди в знак благодарности Бога не только словами ублажают, но ещё и храмы строят и что-то делают в знак благодарности. Ведь согласитесь, если вы кому-то что-то делаете, вам говорят «благодарю», вам это не всегда приятно, хочется ну хоть конфетку. Ну приятно же? Слова – это слова, а дело — совсем другое дело. Вот и Богу так, мало слов, ещё что-то для Бога сделать хорошо бы, и тогда и в душе будет по другому. Вот этого вам всем искренне желаю. Вас всех с праздником.

На предстоящей седмице у нас можно сказать малый престольный праздник Спиридона Тримифунтского, приходите: во вторник всенощная, а в среду литургия, помолимся этому великому угоднику. Спаси, Господи, вас всех.

Протоиерей Андрей Поляков

15 просмотров

Комментирование запрещено