Воскресная проповедь 28.07.19. Память равноапостольного князя Владимира и святых отцев шести Вселенских Соборов

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как однажды Господь наш Иисус Христос пришёл в свой город, и тут же Ему принесли расслабленного парализованного человека в надежде на то, что Иисус исцелит его. Этот человек сам не мог прийти к Спасителю, но его ближние оказали ему такую помощь и милость, принеся его к ногам Иисуса Христа, чтобы он получил исцеление. Эти люди, ближние этого расслабленного, совершили подвиг, который был конечно же связан наверно с какими-то неприятностями и трудностями, но, тем не менее, они этот подвиг совершили, потому что имели глубокую веру в Бога и искреннюю любовь к своему больному ближнему. Эти несколько человек принесли расслабленного к Иисусу Христу, или по-другому – привели его к Богу. Несколько человек привели к Богу одного.

И можно, наверное, даже себе представить, какую нужно иметь веру в Бога и любовь к людям, чтобы привести к Богу целый большой народ – то, что совершил святой равноапостольный великий князь Владимир, память которого сегодня совершает наша Святая Церковь. И в день его памяти также мы вспоминаем великое эпохальное событие – Крещение Руси. Но Крещение Руси не стало вдруг. Ведь князь Владимир до своего крещения был истинным сыном своего отца-язычника Святослава Игоревича. И так получилось, что под властью князя Владимира оказались поляне, древляне и другие славянские племена. Все они были чем-то похожи, но чем-то и отличались, в том числе и своей языческой религией. Князь Владимир задумал объединить эти все племена, и объединить все языческие религии в одну. И отдал такой приказ, чтобы в Киев свезли всех языческих богов, чтобы съехались все жрецы и сошлись все племена. И решил устроить большой пир по случаю объединения этих языческих племён. Но жрецы, когда приехали в Киев, сказали князю, что нужна человеческая жертва — в такое великое торжество уже жертва животного для них не подошла бы. Поэтому они попросили князя, что нужно принести в жертву человека. И для того, чтобы решить, какого же человека принести в жертву, был брошен жребий, который указал им на дом варяга Феодора и на его сына отрока Иоанна.

Варяги – это были такие купцы, но вместе с тем и профессиональные воины. И некоторые варяги, как варяг Феодор, входили в состав княжеской дружины. И когда они бывали в Византии, то многие варяги принимали христианство. Среди них был, конечно, и этот варяг Феодор и его сын Иоанн. Но тем не менее, князь Владимир дал своё согласие на то, чтобы принести в жертву идолам — языческим богам — сына варяга Феодора отрока Иоанна. Язычники пришли в дом к Феодору и стали требовать, чтобы тот отдал своего сына в жертву богам. Варяг Феодор выходит к ним с настоящей христианской проповедью. Он говорит им: «Если вашим богам нужен мой сын, то пусть сами за ним придут, ведь они не умеют ходить, вы их носите на руках. А я верю в Единого Бога, Который сотворил небо, землю, солнце, луну, звёзды. А ваши боги ничего не сотворили, потому что сами сделаны руками людей». Это конечно же разозлило язычников, и они подбили сваи дома варяга Феодора, дом обрушился, и под завалами погибли и Федор, и его сын Иоанн.

Таким образом, они стали первыми христианскими мучениками на Руси. Но тогда против князя Владимира восстала уже его собственная дружина, потому что они не понимали, за что можно было убить их соратника. Тогда князь Владимир понял, что язычество не способно объединить людей, нужно искать такую религию, которая бы объединяла, а не разъединяла. К нему приходят послы из Хазарии – это были иудеи. Князь Владимир спрашивает их, откуда они пришли. Они говорят: «Из Хазарии». А князь спрашивает: «А где ваша земля? Почему вы пришли с Хазарии?» Они отвечают: «Бог на нас прогневался и расселил по всей земле». Тогда князь возразил: «Неужели вы хотите, чтобы я принял веру, религию того народа, на который гневается Бог?»

Приходили к нему и мусульмане, приходили к нему и христиане западного обряда. И однажды пришёл к нему грек-философ, христианин восточного обряда, т.е. православный, который рассказал князю Владимиру всю Библейскую историю. И князь Владимир тогда заинтересовался. Но что он делает? Он собирает армию и идёт на византийский город, осаждает этот город, но ничего не требует. Когда же жители этого города стали уже гибнуть от жажды, потому что воду перекрыли, то они стали выходить к князю Владимиру и спрашивать: «Что тебе надо, что ты хочешь?» И он тогда потребовал, чтобы его крестили в Православной вере и дали ему жёны христианку. Конечно же, греки согласились.

Таким образом, князь Владимир совершил такой подвиг, чтобы никто и никогда не смог бы сказать, что «вот, мы крестили Русь», или что «мы крестили этот дикий народ». Князь Владимир завоевал Православную веру как священный трофей, сам крестился, и потом началось уже крещение всех русских людей. Нам нужно помнить этот подвиг князя Владимира, потому что благодаря ему мы стали православными христианами, и мы понимаем, что в Православии есть спасение. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик


Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем со святым воскресным днем и днём памяти великого нашего русского святого – равноапостольного князя Владимира. Сегодня также Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских соборов. Как всё у Господа бывает премудро, так и сегодня просто так не бывает случайных совпадений. Кто такие отцы шести Вселенских соборов? Это люди, которые подвигом своей жизни сохраняли чистоту веры Православной. Сам Господь говорит, что «настанут времена, когда если кто во имя Мое придёт, будут гнать, а кто во имя своё придёт – его примут». И апостол говорит, что «будут времена, когда здравого учения люди принимать не будут, но изберут себе учителей, которые льстят им и тешат их слух», т.е. проще говоря, учат их в угоду их греховному состоянию. И за две тысячи лет христианства таких лжеучителей было много — это волки в овечьей шкуре, которые привлекают людей часто ласковостью, улыбочками, какими-то материальными вещами, а душе несут погибель. А вот эти отцы святых соборов свою жизнь клали, чтобы охранять веру в чистоте.

И Господь молился и говорил: «Отче, да будут все едины, как и Мы едины». Т.е. Святая Троица пребывает в любви, единении – Троица Единосущная и Нераздельная. А если мы делимся друг с другом, это признак, что в нас не живёт Дух Божий. И вот в последние времена то, что происходит на Украинской земле – это лишнее доказательство того, что люди порой ищут не истины и правды Божией, а ищут других вещей: власти, материальных благ и проч., и проч. А Господь хочет, чтобы мы были в Нём едины, и эти люди, святые отцы, собирались на соборы, чтобы вынести правильные суждения о вере христианской. И подписывая решения собора, они писали: «Изволилось Духу Святому и нам». Т.е. они свидетельствовали, что Сам Дух Святой ими руководил.

Например, на Первом Вселенском соборе святитель Спиридон показал чудо, многим известное, когда кирпич он сжал в руке, в которой осталась глина, вода потекла вниз, а вверх устремилось пламя. Так он объяснил, что, как в кирпиче три составляющих, а кирпич един – огонь, глина и вода, — так и Святая Троица, Единосущная и Нераздельная, имеет Три Лица — Отец, Сын и Святой Дух. Вот так просто он показал Тайну Святой Троицы. И конечно, наверно и дальше будут возникать люди учёные, но отвергшиеся Истинной веры. Они будут людей совращать во всякие учения, которые воспитывают гордыню и прочие грехи. Такие люди так говорят: «У нас только истина, а везде всё неправда». Но разве это не доказательство, что эти люди находятся в гордыне? Церкви больше 2-х тысяч лет, а им сколько — 10-20 лет? И вдруг только у них правда оказалась… А куда дели всех святых, которые жили в истинной вере Православной?

Прп. Серафим говорил: «Если кто-то убавит или прибавит что-то к учению Церкви, это всё не от Бога». Всё уже дано святыми отцами и Господом, поэтому не надо ничего мудрить и придумывать нового. Мы может только портить, как портим нашу окружающую среду: воду, воздух, природу. Только портим. Зачем придумывать что-то новое? Но враг рода человеческого действует через всё, особенно через наш прогресс технический. Раньше люди ни в космос не летали, многого не знали, а были лучше и проще и были счастливей нас, и добрее были нас. Это не значит, что прогресс – это плохо. Но люди через него хотят поменьше делать, а побольше получать. Но разве это нормально? Господь говорит: «В поте лица хлеб твой должен зарабатывать». А люди стараются сделать, чтобы поменьше работать, а побольше получать. Эту тему не хочется развивать, слишком она грустная. Ведь и продукты какие сейчас, которые растить никто не хочет, а лучше кинуть химию, чтобы быстрее всё выросло. Куда мы всё торопимся? В гроб? Всегда успеем.

А если будем слушаться голоса Церкви, то мы будем стоять на пути к спасению. Многие люди отдали на это жизнь. Так князь Владимир после крещения всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, как и его бабка Ольга, несмотря на все трудности и гонения. И дай Бог, чтобы сегодня мы ещё раз осознали, что без Церкви всё под большим вопросом, куда это всё ведёт, все эти учения, каких их сейчас только нет. Посмотрите, сколько сейчас учителей, и все учат счастью. Один говорит: «Счастье зависит от того, что ты ешь», другой – от того, как ты одеваешься, третий – ещё от чего-то. А Церковь говорит: «Счастье – это когда ты живёшь с Богом», — и всё. Это всё объемлет. А у них счастье – какую тряпочку на себя одеть или что съесть. Но это же всё однодневки – сегодня так, а завтра уже другое будет. А Церковь стоит две тысячи лет. И сейчас мы видим, как за последние 30 лет Церковь возросла в количестве храмов, разве это не чудо? А люди противятся: «Не надо, не надо!». Но куда же против Бога мы пойдём? И даже тот, кто говорит «не надо», а потом, когда его пристукнет, он сюда прибежит. Не в магазин побежит, не в кино пойдёт, не в театр, а придёт в Церковь. Когда у него рак, например. А таких людей будет всё больше и больше, не потому что Бог такой злой, а потому что как людей иначе отрезвить? Они же счастья ищут, но не там. Ругают Церковь, а потом приспичило – сюда и прибежали, никуда больше.

Вот подвиг, который несли великий князь Владимир и святые отцы, в какой-то степени в каждом из нас должен быть. Чтобы мы не любили этот мир, в котором, как говорят, «сегодня хвалят, а завтра свалят». Сегодня говорят: «Молодец-молодец, ты такой хороший». Ты заболел, и все разбежались, все те, кто тебя хвалил, и остался ты, бедненький, один на один сам с собою. Где они все, которые хвалили тебя? Куда-то все делись. Потому что это такое лицемерие — ты нужен людям, пока ты их устраиваешь, а как только начал жить по Божьи – все отвернулись: и родители, и друзья, и знакомые. Так это хорошо, это признак хороший, значит, на правильный путь встал. А когда тебя все хвалят, со всеми у тебя хорошие отношения, значит ты ещё варишься в этом общем котле, который называется «греховный мир», значит ты оттуда ещё не вылез. Ты льстишь этому миру и живёшь по его безбожным законам. А если ты начнёшь жить с Богом, сразу будут трудности. Но это хорошо, значит правильно что-то делаешь. С праздником вас. Спаси Господи.

Протоиерей Андрей Поляков

37 просмотров

Комментирование запрещено