Воскресная проповедь 3.11.19. Притча о богаче и Лазаре

В этот воскресный день, дорогие братья и сестры, Евангелие предлагает нам притчу, которую сказал Господь, о богатом и Лазаре. Многие из вас её уже знают. Смысл в ней тот, что жили два человека рядом: один был богач, который каждый день устраивал себе пир, дорого одевался и веселился. А второй — Лазарь, лежал у него рядом с домом и был человек весь больной, нищий, есть ему было нечего, и он был бы рад, чтобы ему хотя бы крошки давали от трапезы богатого, но ему и их не давали, а только лишь собаки приходили и облизывали его болячки.

И вот, когда в притче Господа у этих двух закончилась жизнь, Лазарь был отнесён ангелами на лоно Авраама, а богач просто был похоронен, как сказано. И будучи в аду в муках этот богач увидел Лазаря на лоне Авраама, т.е. как в раю, и там же он видел пророка Божия Авраама, которого он наверно знал, ведь эту притчу Господь говорил иудеям, а иудеи с детства были обучены закону Божию и знали, кто такой пророк Авраам. Авраам – это отец всех верующих и, можно сказать, родоначальник всего еврейского рода. И этот богач, увидев Авраама, говорит: «Отче Авраам, скажи Лазарю, пусть мне принесёт чуть-чуть воды, я ведь здесь очень страдаю от жажды». На что ему Авраам сказал, что «между нами и вами лежит огромная пропасть, и мы не можем к вам уже перейти, и вы к нам не можете». Тогда богач говорит: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, у меня есть 5 братьев, живущих на земле, они живут также, как и я жил, вот скажи, пусть не живут так, чтобы не попасть в этот ад и место мучений». На что ему Авраам говорит: «Они имеют книги Моисея, других пророков. Если уж они им не верят, то если даже воскреснет из мертвых Лазарь, они ему тоже не поверят». Очень глубокая притча…

Здесь конечно сказано о многих людях, о нас, которые в этой жизни ищем только лишь наслаждений каких-то временных и через это можем, во-первых, потерять вечность, рай, блаженство. А во-вторых, через это часто не замечаем других людей, которые не могут себе позволить так вот пиршествовать каждый день и может ждут от нас хоть крошки какой-то. А мы в этом веселье их не замечаем, как не замечал Лазаря этот богач. Но это ещё и о внутреннем мире человека, ведь в нас есть ум, есть сердце. Человек существо сложное. Кто же лежит весь гнойный, в струпьях, и его псы лижут? Это наше сердце. А вот ум наш — он скорее в фантазиях, ему хочется развлекаться, хочется пиршествовать каждый день. Вот если бы ум сошёл к сердцу — Лазарю — то было бы всё хорошо. Если ум соединен с сердцем, то человек был бы весь цельным. Так один из святых, Силуан Афонский, говорит: держи ум твой во аде и не отчаивайся. Т.е. не надо умом парить где-то, фантазировать. Ум должен видеть свои грехи и падения, но не отчаиваться. Тогда и сердце будет постепенно отвечать. Это сказано нам о молитве. Есть такая молитва Иисусова, когда ум соединяется с сердцем. Хотя искусственно это не получится, это дар Божий. Но если люди будут реально видеть свои грехи, то сердце будет сокрушаться, и постепенно-постепенно мы научимся жить цельной натурой. А то ведь у нас как: сердце хочет одно, ум – другое. И они в разные стороны разбегаются, и нет в нас мира.

Ещё в этой притче сказано о том, что после смерти мы будем жалеть о том, что жили так нерадиво, как тот богач, что мы будем жалеть, но сделать уже ничего не сможем. Уже будет конец жизни земной: то, что в этой жизни ты научился делать, то и будет с тобой. Здесь может быть вокруг много таких Лазарей, которым ты мог бы чем-то помочь, а тебе всё это некогда. Ну тогда помоги хотя бы, в первую очередь, самому себе, своей душе: научись молитве, научись сосредоточенности, быть внимательным к себе, к своей внутренней жизни, учись быть в чём-то аскетичным, чтобы себе запрещать что-то. Даже если хочется, ты себе раз — и порой запретишь: лишнего сказать, лишнего поесть, лишние какие‑то увеселения, развлечения. Ради Бога, ради спасения души. Этому учиться надо. Ведь есть посты, которые надо тоже учиться соблюдать, следить за языком, за своими чувствами, эмоциями, чтобы их не распускать. Это всё труд над собой.

И возлюбить ближнего как самого себя. А если себя мы не любим, как можем полюбить ближнего, ну как? Это нереально. Если себя губим, то будем и окружающих губить. А если будем любить, то и правильно будем жить, как хочет Бог. Не грешить – вот что значит любить себя, это значит стараться воздерживаться от греха. Тогда и ближнего будем любить по-настоящему. А мы как любим ближнего? Это называется человекоугодие. Детей изуродуют, а потом они нас мучают всю жизнь. Мы им позволяем всё. «Я люблю своего сыночка, хороший мой». Или дочку. Ну вот и полюбила. А потом тебя в дом престарелых он готов выкинуть за твою эту «любовь» в кавычках. Это самолюбие, а не любовь. Ты не хотела его трогать, чтобы всё было хорошо. Сделала себе такого царя, эгоиста. Ну вот и получила. А вот если правильно любить, то и к детям правильное будет отношение, и к ближнему тоже, если к себе быть строгими. Тогда настоящая будет любовь. А к другим уже будет снисхождение в чём-то. А у нас всё на эмоциях порой.

Эта притча очень глубокая, как и всё, что написано в Евангелии. Всё для нашего спасения Господь даёт. Будем Евангелие изучать, читать толкование святых отцов, если хотим эту всю нашу жизнь не прожить в пустую. А иначе как богача нас похоронят, и всё – ад. Уже здесь будет ад. Разве не так? Сколько людей приходят в храм на исповедь, а у них в душе ад. Но они этого ещё не понимают. Они говорят: вот, проблемы, что-то жить не хочется, нету желания, всё плохо, всё не так, не сяк. Это ад. Вернее, его начало. Надо над собой трудиться. В душе, сердце, уме надо наводить порядок с Божией помощью. Иначе человека даже человеком не назовёшь. На него даже положиться нельзя: ему скажешь, попросишь что-то, а он безответственен, и, если нет какой-то выгоды, он и делать не будет. Кто-то скажет: «да сейчас так все живут». Нет, не все. Церковь так жить не должна, мы христиане, мы должны начинать с себя, а потом уже смотреть на ближнего. Будем начинать с себя и своей семьи, своей жизни. И постепенно всё будет идти дальше. Этого вам всем и желаю. Спаси Господи.

Протоиерей Андрей Поляков

63 просмотров

Комментирование запрещено