Проповедь на всенощном бдении 28.03.20. О восьми главных страстях

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздничным воскресным днем, днем памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это человек, который написал 1,5 тыс. лет назад книгу «Лестница» (по нашему переводу), где показал восход от земли на небо. Сегодня давайте немного вспомним, какие называют святые отцы основные недуги нашей души. Их всего 8, и их называют страсти. Мы часто грех воспринимаем, как только какой-то поступок. А на самом деле грех – это как плод, а у плода есть ещё ветка, дерево и корень, откуда он вырос. Вот это и есть страсти.

Первая – это чревоугодие. Самая такая низменная простая страсть, когда человек не признаёт ни постов, ни воздержания в пище и питии, и уже радость находит только лишь в угоде своему чреву. У этой страсти, как и у других, очень много разных проявлений. Например, когда человек уже не довольствуется уже простой пищей, а придумывает всяческие изыски, и в этом нет конца. Если вчера был доволен одной пищей, то сегодня ему уже хочется более изысканную. Особенно, если позволяет материальное состояние, человек уже начинает хотеть более изысканных и дорогих снедей, т.е. пищи. И в этом может очень-очень далеко зайти. А добродетель, противоположная этой страсти, – это воздержание. И пост в первую очередь касается нашего чрева.

Вторая страсть – это страсть блуда, которая очень тесно связана с чревоугодием, когда человек не воздержан в чреве, и плоть начинает у него бунтовать и восставать на душу и свои естественные какие-то потребности уже начинает заменять противоестественными. Как пример, то, что сейчас видим в Европе, где материальный уровень жизни очень высокий, там люди говорят, что брак – это уже неинтересно, когда это союз мужчины и женщины, и всяческие извращения возникают. Это всё, что касается разврата, блуда, когда человек уже уподобляется псу. Как говорят, «пёс блудливый», так и человек. Была такая женщина Мария, которая впоследствии стала святой Марией Египетской, вот она была подвержена этой страсти и думала, как она потом признавалась, что в этом и есть смысл жизни, и это самое главное. Но Господь её вразумил. А противоположность этой страсти, добродетель — это целомудрие, когда человек хранит себя в целостности и не разменивается на эти все блудные похождения.

Третья страсть – это сребролюбие. Тоже связана с первыми двумя. Ведь когда эти страсти – чревоугодие и блуд – принимают большие размеры, это требует больших денег, и тогда человек уже где-то ищет, как найти денег, чтобы удовлетворять своим страстям. Но бывает и просто человек копит по разным причинам и думает, что от количества денег, материального состояния зависит его счастье в этой жизни. Да, какую-то радость может это принести, но очень мимолётную. И этим грехом многие из нас болеют, особенно сейчас, когда везде, на каждом углу говорят: «деньги-деньги-деньги, без денег ничего не получится». И когда человек уже только и думает, что как бы где бы их побольше найти, то это связано часто и с преступлениями закона, воровством, и до хорошего обычно это не доводит. А вот противоположность этой страсти и добродетель – это нестяжание, когда человек должен стараться довольствоваться самым малым в жизни.

Дальше идёт такая страсть, как гнев, наверно каждый из нас с этой страстью тоже знаком. Мы часто гневаемся по разным причинам, а святые отцы говорят: почему человек гневается? потому что он не имеет радости в себе. А радость – это плод Духа Святого, когда человек уже старается жить с Богом. Тогда у него по благодати Божией возникает просто радость жизни. А если этого нет, то часто человек гневается. Но есть слова в Священном Писании: «Гневайтесь, но не согрешайте». Т.е. гнев нужен, но направлен он должен быть только на свои грехи, на себя. Или где-то в каких-то обстоятельствах жизни он тоже нужен, чтобы, бывает, кого-то вразумить. Но это редко. И это надо иметь только вид гнева, но чтобы он не проникал в сердце. А когда это переходит в страсть, то человек гневается по разным уже моментам. Был один монах-подвижник. Он жил с братией в монастыре и часто, как он думал, братия его прогневляла. И он говорит: «Уйду в затвор, в пустыню, буду жить один, чтобы не гневаться». И ушёл. У него был источник воды, он набирал в кружку воды, в которую потихонечку капала вода. И один раз он как-то эту кружку с водой задел, и она упала. Он сильно разгневался, но говорит: «гнев-то во мне, оказывается». Кружка виновата уже стала. Видите, не люди окружающие виноваты, а гнев, как он говорит, во мне. А противоположность – это радость.

Потом идут такие страсти, как печаль и уныние. С ними тоже наверно многие из нас знакомы. Мы можем по разным причинам печалится, а почему? Не имеем терпеливости. Мы печалимся от того, что нет терпения. А это как раз добродетель – долготерпение. А печаль – это когда человек быстро чего-то хочет, но не получает быстро, и от этого печалится. Переходит порой это уже и в уныние. А это вообще паралич человека, когда он ничего не хочет делать, даже жить. Многие, подверженные этой страсти, даже жизнь заканчивают самоубийством. А выход есть – надо в себе воспитывать терпение, и вера должна быть в то, что Господь всегда рядом, что он всегда поможет, только надо не печалится и не унывать по-пустому. Печаль о грехах – это одно, а житейская печаль – как завтра будем жить? Это страх перед будущим, перед старостью, болезнями. И вот человек печалится и унывает.

И ещё осталось две страсти, тоже между собой связанные, это тщеславие и гордыня. Тщеславие – это когда человек ищет славы пустой, для себя, по разным поводам. Любит похвалы, любит, чтобы его все замечали, как он и что делает, любит выделяться от других, везде искать какого-то признания, добиваться, чтобы его признали и ему воздавали почести, вот эту славу земную. И движимый этой страстью человек может много хороших дел делать, но цена их — ноль. Пред Богом цена их ноль. А это видно по плодам, как человек делает. За это Господь обличал фарисеев. Они, прежде чем что-то сделать, уже трубили перед собой. И эта страсть может очень владеть человеком, и он её порой может в себе не замечать. Думает – так и надо жить, что это стимул, чтобы тебе хлопали, тебя признавали, это стимул для жизни. А убери этот стимул, и ты окажешься с чем? Ни с чем. А какая добродетель у тщеславия? Во-первых, должен славы искать Единому Богу. Только Богу принадлежит слава. Тогда человек в этой жизни тоже добьется много хорошего, если будем движимый не тщеславием, а именно прославлять Бога. Во-вторых, не искать ни похвал, ни каких-то признаний, а трудиться во славу Божию. Как Господь говорит: «Чтобы люди видели ваши дела и не вас прославили, а Отца вашего, Который на небесах». Видите, не вас, а именно Отца вашего, т.е. Бога.

И гордыня – это самый большой и первый грех, которым одержим дьявол, который по гордости не хочет быть в подчинении у Бога, он хочет сам всем править. И мы тоже бываем подвержены этой страсти. Это такая уже высшая степень тщеславия, когда человек уже никого не признает авторитетом, он сам себе авторитет. Был такой инок в монастыре, и он говорил: «Ну что слушать братию, духовника, есть же святые отцы». Потом говорит: «Кто такие святые отцы? Надо слушать апостолов Петра и Павла». Потом говорит: «Кто такие Петр и Павел, нет никого выше, как Святая Троица». Ему говорят: «Слушай, брат, ты скоро и Святую Троицу начнёшь хулить». Так и вышло. Он начал хулить и сошёл с ума. Он уже выше пошёл. Видите, гордость до чего доводит? Т.е. для человека нет авторитетов, он сам себе авторитет. А противоположность тщеславию и гордости – это величайшая добродетель смирения, чтобы о себе высоко не думать. Об этом можно целую докторскую диссертацию защитить, и того будет мало, ведь смирение — это качество Божественное.

Вот постом полезно нам себе это напоминать. Дай Бог, чтобы на пользу. Спаси Господи.

Протоиерей Андрей Поляков.

21 просмотров

Комментирование запрещено