Сегодня 1700 лет прошло, как состоялся I Вселенский Собор. Вы уже слышали послание святейшего Патриарха. Нам надо понять сейчас очень важную вещь. Мы, ходящие в храм, поем за каждой литургией Символ веры. Конечно, каждый христианин должен его знать наизусть, но не просто знать, а вникнуть вот в эти 12 предложений, которые там есть, во что мы веруем. И поверьте, очень многое прояснится: что действительно принёс в мир Господь наш Иисус Христос, и что Он сделал, и Кто такой Бог, как в Него правильно веровать.
Ведь у людей возникали вопросы, как вот эта маленькая общинка христиан, 12 апостолов и ещё там несколько, может, сотен человек, и вдруг они пошли по всему миру насаждать веру христианскую. Как насаждать? Как садовник сажает — семена сеяли. Но у людей возникало много вопросов. Апостолы написали Евангелия. Но этого было мало, потому что, в отличие от многих течений христианских, протестантских, мы не только веруем в Священное писание, у нас ещё есть Священное Предание, апостольские соборы, жития святых, писания святых отцов, традиции церковные. Вот это и есть церковное предание — то, что не написано в Евангелии, не написано в Библии. Потому что это ответ верующих на вопросы окружающего мира.
Вопросы стали возникать в первые 300 лет. И вот Константин Великий собрал Собор, и не просто он его собрал. Вы понимаете, какая это технически сложная задача? Он со всего мира стал собирать не просто верующих людей — большинство из них были мучениками за Христа, но не насмерть, а у кого-то руки не было, у кого-то там глаза были выколоты, то есть люди свидетельствовали о Христе своей жизнью. Среди них были Николай чудотворец, Спиридон Тримифунсткий — великие святые. И вот они отвечали с Божьей помощью на вопросы о вере, как правильно веровать, что Бог — это не просто где-то там существо, которое где-то пребывает, а что это Триединый Бог, Отец, Сын, Дух Святой. И что Сын Божий, Он единосущный Отцу и Святому Духу. То есть Бог един, а не три Бога. У Спиридона Тримифунтского один философ допытывался: «как это так — три и один?» Спиридон говорит: «Посмотри на солнце; солнце одно, а у него есть свет, тепло и само солнце. Три в одном и одно в трёх». Простой пример. И этот философ был очень удивлён. Спиридона Триминуского считали простым человеком, он был пастух. Как в русской пословице: «все гениально просто». Гениально почему? Потому что его Дух Святой вразумил. Почему апостолов слушали люди? Потому что ими двигал Дух Святой, который сошёл в 50-й день по Воскресению Христову. Бог даст, в следующее воскресенье будем это праздновать.
Только лишь благодаря Духу Святому люди могут просветить других, но Господу угодно, сегодня мы читали, как Он молился в первосвященнической молитве, чтобы все были едины: как мы, говорит Он Отцу, с Тобой едины, так и хочу, чтобы они были едины.
Но, к сожалению, грехи человеческие и бесовская работа в разуме людей разделяет, и вот прошло больше 2000 лет, и мы видим, что вера то Господом дана, но не все веруют правильно, как Господу угодно.
И, как правило, эти разделения были мотивированы совсем не исканием правды Божьей, поверьте. Каждый преследовал свою эгоистическую цель. Обложка то была понятна: говорили, что правду Божью ищут, а сами искали своего, не Божьего. Начиная с Ария, и дальше сколько было еретиков, каждый хотел показать, какой он умный, что он умнее других. Арий был человек образованный. Но Собор ему говорит: вот так. Он говорит: нет, я больше вас разбираюсь. Но, по церковному преданию, вы знаете, как он умер? В туалете. У него колики в животе начались, и у него всё разорвалось, это церковное предание. А знаете, когда это произошло? Он лицемерно как бы покаялся и хотел идти уже на службу к Патриарху. Но по дороге с ним такое случилось. Думаете, что это сказка? Нет, это не просто так, потому что он был человек лицемерный, он искал себе славы, а не славы Богу. Это было элементарное тщеславие и гордость.
И такого было за историю Церкви очень много, что не славы Божьей человек ищет, а себе, или какие-то корыстные цели преследует. Обязательно в любой ереси будут какие-то корыстные цели, как говорят: «знаем, откуда ноги растут». Обязательно будут какие-то корыстные цели, чисто человеческие какие-то, но не Божья правда. Вот поэтому нам надо хранить нашу веру. Символ веры надо знать хорошо. Верить в то, что мы чаем, ждём воскресения мёртвых и жизни будущего века. А кто по-настоящему искренне в это верит? Сейчас же хотят как? «Здесь и сейчас».
Если мы этот Символ веры будем внимательно каждый день произносить, уже у нас вера будет крепнуть. И ещё надо не веру под себя подстраивать, а себя под неё. Понимаете, в чём разница? Современный человек делает наоборот: «у меня свой бог, я по-своему с ним разговариваю, он мне отвечает». Не факт, что тебе Бог отвечает, это ещё надо смотреть, что там за диалог. Понимаете? «Да, я в Бога верю, но Церковь мне не надо, никаких священников не надо, никаких учителей, посредников. Я сам. Вот я сам верю». Но, как правило, по результату жизни этих людей всё видно, жизнь всё показывает. Не сразу. Зло всегда забегает вперёд, оно всегда торопится себя показать. Но не на долго, правда Божья всё равно побеждает, так что будем на это надеяться.
Протоиерей Андрей Поляков
28 просмотров