Воскресная проповедь 01.12.24. Притча о безумном богаче

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Однажды ко Господу нашему Иисусу Христу подошёл один человек и говорит: «Господи, помоги мне разделить с моим братом отцовское наследство». Господь ему ответил: «Кто Я такой, чтобы между вами делить?» Почему так Господь ему ответил? Потому что этот человек думал только о земном материальном — никак они не могли с братом поделиться.

После этого Господь рассказал такую притчу. Один человек богатый жил, и у него на его поле был очень большой урожай. И вот он думает себе: «Какой у меня большой урожай, куда же я, когда его соберу, спрячу? У меня старые сараи маленькие. Сломаю я эти старые сараи, построю новые большие, туда всё сложу и скажу душе моей: душа, ешь, пей, веселись, потому что много богатства у тебя лежит на многие годы». Господь ему говорит: «Ты безумный, сегодня ночью ты умрёшь, кому достанется всё, что ты скопил?» — «И вот так, говорит Господь, бывает с каждым, который не в Бога богатеет».

В общем то, не длинный рассказ, но очень важный для каждого из нас. Господь, зная нашу немощь, нашу привязанность ко всему этому земному, мирскому, материальному, как раз говорит, чтобы мы не были людьми безумными, как он назвал в этой притче этого богатого человека. Почему он был безумным? Он же не был, так сказать, глупым. Он, видно, трудился хорошо, засеял, что ему даже хороший урожай Господь дал. Но в чем же его безумие? А в том, что он не понимал смысл всего этого богатства и всей вообще земной жизни, для чего человек живёт на земле. Он думал: «чем больше у меня богатства, тем я лучше буду жить». А Господь говорит: «Нет, жизнь человека не зависит от количества его земных богатств».

Или зависит всё-таки? Человек, имеющий материальные блага, может жить совсем по-другому, не так, как тот, кто не имел. Он имеет очень большие возможности, может жить где хочет, может ездить куда хочет, есть, что хочет, и много у него возможностей. Но об этой ли жизни говорит Господь? В том-то и дело, что Господь говорит здесь о совсем другой жизни: о жизни с Богом, жизни духовной, от которой вся жизнь человеческая складывается в вечности. Да, во временной жизни материальные богатства дают определённый простор, а вот для вечности как это использовать? А вот Господь показал на этой притче, что этот человек богатый и так был богат, а ему ещё было дано богатство. Так может надо было подумать, что вокруг есть люди, которым это богатство нужно? Тебе-то куда уже? У тебя и так в сарае много лежит, а ты давай ещё сараи строить.

Как это похоже на современную жизнь. Наверно смотрите новости, когда находят у людей комнаты денег, комнаты, забитые деньгами. Это нормально разве? Это же действительно безумие какое-то. И это, к сожалению, каждого из нас касается, потому что мы вот часто думаем, как этот безумный: «многие богатства на многие года». А кто ему сказал, что он их проживёт, эти многие года? Ведь наша жизнь не нам принадлежит, это мы в своем самолюбии и гордости думаем, что жизнь принадлежит нам. «Как хочу, так и живу». Нет, жизнь нам дана, как дар от Бога, и Господь ведь спросит, как ты этим даром воспользовался. Действительно ли ты через этот дар научился благодарить Бога?

Но ведь как у людей — хочется ведь быть счастливым. А что такое «счастливым»? Чтоб всё хорошо было. Только многие из нас даже порой не понимают, что такое счастье. Думают, это чтобы никто не трогал, все меня любили, материальный достаток, чтоб здоровье было — в этом счастье. Нет, это неправильно.

Счастье — это когда человек доволен жизнью, но это только с Богом может быть. Ведь богатый — это не тот, у кого много, а тот, кто всем доволен. А бедный — это не тот, у кого мало, а которому всё время мало и не хватает. Вот это бедный человек, у него могут быть заводы, пароходы, а ему все мало, а у человека может быть и немного, а он этим доволен и радостный живёт. Все зависит от того, какая у человека цель жизни, ради чего он живёт. И это, конечно, вопрос веры, потому что далеко не многие из людей верят в вечную жизнь. Они думают, они живут только здесь и сейчас, вот в этой временной жизни. И поэтому, конечно, если так думать, то надо «хватать от жизни всё», как говорится, потому что завтра умрём. Это такой языческий лозунг. Все же слышали: ешь, пей, веселись, завтра умрёшь.

Вот в этой притче Господь как раз и говорит слова этого безумного человека: о, у меня много богатства, теперь я расслаблюсь, всё у меня есть. А в эту ночь и умер.

И что далеко ходить, я это уже не раз рассказывал, ещё раз расскажу. Вот был такой случай, прямо по этой притче, батюшка один рассказывал в Санкт-Петербурге. Говорит, человек один богатый построил дом — 3 этажа вверх, 4 вниз, образно говоря, такой весь в фонтанах, статуях, картинах, в золоте. И позвал меня молебен служить на освящение. Я, говорит, много в жизни видел, но не такого богатства. Так я, говорит, в 40 лет его отпел, а он перед смертью говорит: «думал, сейчас построю этот дом и заживу», — как в этой притче. Старался всё сделать, чтобы построить себе такой дворец. Построил и умер, и не пожил в нём ни сколько. Вот реальный случай из жизни. И такое часто бывает.

А что вы не слышите о таких людях, которые живут, живут, копят, а потом мошенникам все отдают? Пенсионеры миллионы накапливают, а потом раз, и спрашивается, для кого ты это всё копил? Так Господь показывает это сумасшествие. Может, надо было как-то по-другому жить, потому что всё впустую прошло?

И вот эта притча, конечно, для каждого из нас. Мы ведь все такие в какой-то степени, нам всё кажется: сейчас я вот это сделаю и буду счастливым, — а счастья нет. В материальном смысле. А почему? А потому что жизнь — это не какая-то статическая вещь. Вот ты думаешь, ты сейчас что-то себе приобретёшь, что-то сделаешь, и всё, и заживёшь. Ничего подобного. Будут другие искушения, другие трудности будут. Жизнь идёт, она не стоит на месте, и Господь об этом говорит. Ты не относись так к жизни: накопил, ну и теперь всё. Сколько, помните, в девяностые годы у людей на книжках денег сгорело? Люди там тоже так копили, копили, а потом раз, и нули все почеркали. Было 50000, а стало 5 рублей, образно говоря. Вот и накопили. А может эти деньги можно было как-то на добрые дела пустить, чем копить их в кубышку?

Поэтому здесь есть, о чем задуматься каждому из нас, потому что Господь в этой притче как раз и показывает: не относись к этой жизни потребительски, когда всё только для себя. Как поговорка есть: «твоё только то, что ты отдал». А то, что ты себе, это не твоё. И святые люди были порой многие богатые в материальном смысле, но они понимали, что это им Господь даёт просто этим богатством распоряжаться.

Я с одним человеком-бизнесменом разговаривал. Говорю: мне кажется, богатые люди думают, что они сами все этого достигли. Он говорит: это только сумасшедшие так думают. То есть явно видно, что это тебе Господь даёт. Но Господь не просто так кому-то даёт. Тут опять Господь решает. Но это тебе дано в распоряжение, как ты этим распорядишься. И это относится не только к материальным благам, потому что, например, человек может опытом поделиться с людьми, подсказать, чтобы они избежали ошибки. Это тоже его богатство, но которое опять не ему принадлежит, а которым он должен делиться. Вы понимаете, о чем тут? То есть, отдавай, отдавай, тогда это твоё. А если ты только для себя будешь копить, тогда вот будет как в этой притче. Смысл какой в жизни, если у тебя такое вот настроение, что ты только для себя? Смысла в такой жизни нет, ты так к Богу никак не придёшь.

Видите, вот Господь, когда к Нему подошёл этот человек с просьбой разделить, Он ему ответил так строговато: «А Я кто такой, чтобы делить?» Т.е. ты подошёл ко Христу, а спрашиваешь не как спасти душу, а как деньги куда-то деть. Так и у нас бывает порой: мы к Богу идём не чтобы на путь спасительный встать, а чтобы Бог решил наши какие-то проблемы, финансовые в том числе. Не сказать, что это плохо, но не это главное. То есть тут главное, что человек под этим подразумевает. Если он думает: сейчас решу и заживу как в этой притче. Не волнуйся, потом будут другие проблемы. Жизнь — это крест, это надо нести, это надо, так сказать, себя превозмогать в чем-то, в этом земная жизнь заключается. Это потом, когда человек в гробу лежит, ему поют «со святыми упокой», вот тогда покой будет и блаженство с Богом, если человек к Богу стремился. А в этой земной жизни такого не бывает. Это фантастика, которую мы себе порой выдумываем, а Господь нам часто показывает: нет, дорогой, надо трудиться в первую очередь над своей душой. Что у тебя там внутри: злоба, зависть, сребролюбие, самолюбие? Вот это вот твои главные враги. А материальное — оно всегда будет то лучше, то хуже. Но ещё никто, когда человек старается по Божьи жить, ещё никто Богом не был обделён. Как и Господь говорит: «Что вы заботитесь об этом. Вон птицы на работу не ходят, зарплату не получают, а почему-то их Бог питает. Что Он вас не пропитает? Ищите Царствие Божие, и всё вам остальное приложится». Это не значит, что не надо работать, но не надо беспокоиться об этом. «Ой, завтра как поживём, как?» С Божьей помощью прожили же до сегодняшнего дня, и дальше Бог даст. Что, мало людей схоронили знакомых? И нас также схоронят. Но в гробу карманов нет. А если человек ещё понакапливает, потом родственники перестреляются. Такое тоже бывает: богатенький помирает, а там родственники не знают, как перегрызть друг друга. Вот его плод жизни: казалось бы, вроде хорошая вещь — скопил, а там все перегрызлись, а в результате ничего хорошего. И потом всю жизнь враги из-за того, что не могут поделить.

Поэтому Господь, наверное, хочет, чтобы мы к этому относились, к материальному всему, попроще. Если стараешься, если ты не совсем лентяй, всё равно всё у тебя будет: и оденешься, и крыша над головой, и всё-всё. Но стремиться надо к вечному. Аминь. Всех вас с праздником, с воскресным днём.

Протоиерей Андрей Поляков

9 просмотров

Комментирование запрещено