Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня в Святом Евангелии Господь говорит нам притчу о талантах. Мы все наверно слышали это слово «талант», и под ним подразумеваем какие-то способности человека. От части это так и есть. Но не совсем.
Был господин, который позвал своих рабов и каждому дал определенное число талантов. Одному — пять, другому — два, третьему — один, в зависимости от силы этого человека. И сказал им, чтобы пока он отлучится, они на эти таланты делали куплю.
Талант в древнем мире — это ещё денежная единица. А куплю делать — т.е. пустить эти деньги в оборот. И вот получивший 5 талантов употребил их в дело и через это приобрёл другие 5 талантов, т.е. увеличил в 2 раза. Кто приобрёл 2 таланта, тоже пустил их в дело и приобрёл ещё 2 таланта. А тот, который получил 1 талант, пошёл, закопал его в землю. Когда господин их пришёл снова, он опять велел позвать их, чтобы они дали отчет, куда употребили хозяйские деньги. И тот, кто получил 5, принёс ещё 5, и господин его похвалил, говорит: «Добрый раб, верный; вот, ты был верен мне в малом, я тебе дам много за это». Кто получил 2 таланта, тоже пришёл и сказал, что он приобрёл другие два. Господин похвалил и его, сказал: «И ты добрый и верный раб, я тебе дам большее, ты был в малом верен».
А тот, кто получил один, пошёл, его выкопал, принёс и говорит: «Вот, ты мне дал один, я тебе его один и возвращаю». И тогда господин говорит: «А ты что, не мог этот талант отдать в дело какое-то? ты бы приобрёл ещё на него». А этот раб говорит: «Я знаю, что ты злой господин, строгий, и я вот испугался, вдруг не получится у меня, я закопал в землю, чтобы он был целый, и вот тебе твоё». Тогда господин говорит: «Ты злой и лукавый раб. Если ты думаешь, что я такой строгий, наоборот думал бы о себе, работая для меня. А ты в лени своей не захотел, вот поэтому ничего больше не получишь», — и слугам своим велел его выкинуть во внешнюю тьму, вот так сказано в притче.
Понимаете, о чем эта притча? Что такое таланты? В первую очередь, это жизнь, которую нам дал Бог. Он её дал не просто так, чтобы мы жили как этот ленивый раб. Его можно с кем сравнить? С самоубийцей. Самоубийца говорит: «Дал жизнь, вот я её заканчиваю сам; на, возьми, не нужна мне данная жизнь, не хочу жить». Это самоубийцы так делают. «Возьми, Господи, жизнь». А настоящий ученик Божий Христов должен поступать как первые два раба. Эту жизнь надо использовать с пользой на спасение и себя, и других, на добрые дела.
Видите, всем Господь дает разное количество в зависимости от силы каждого человека. И спросит так же. «Вот, Я тебе дал ум. Ты на что его потратил?» Как воровать деньги из банков? Тоже ум нужен. На что ты потратил богатство земное, если Бог тебе его дал? На что ты потратил силы, которые были у тебя в жизни? На что ты их потратил? приобрёл ли ты через это большее? Умножил ли ты дары или, как этот, прожил жизнь, «закопал в землю» говорят. Прожил бесполезно, толку от него не было. И когда он умирает, люди говорят: «Слава Тебе, Господи, прибрал этого урода, всю жизнь всех мучил, алкаш, пьяница, блудник, вор, матерщинник». Что от него толку, только мучились все. Куда он пойдет? Конечно, в ад.
А ведь видите, как такие люди говорят: «вот, Бог такой строгий, лучше уж мы так будем жить». Нет, так нельзя, надо, чтобы всем была польза, и чтобы люди, видя тебя, говорили: «Слава Богу!» И когда ты умрешь, люди будут плакать, жалко, что ты ушёл, хороший человек, столько пользы принёс.
Пусть каждый из нас задумается: когда он умрёт, как будут люди говорить — «слава Богу, что Господь прибрал» или «жалко, что ушёл, всё-таки была от него польза»? Это такая серьезная притча о нашей жизни и о том, что мы дадим ответ за всю жизнь перед Богом. Что мы делали, как мы думали, как мы поступали. Что мы говорили.
Сегодня еще Церковь к нам обращается и говорит вот такие слова, что «Господь людям Своим даст крепость и благословит люди Своя миром». А мы видим — нет мира. А почему? Сказано: «людям Своим». А мы «Его»? Что у нас в душе, мир у всех? Далеко нет. Распри, недовольство, ропот, т.е. в душе мира нет, и это выливается наружу — войны, нестроения и всё тому подобное. Потому что внутри у нас это. А мы говорит, что кто-то виноват. Ты виноват, лично ты. Ты что всем недоволен? Ты что ропщешь всю жизнь? Мат-перемат, недовольство, пьянки, блуд, разврат, злоба. Ну на, получай то, что ты хотел. То, что внутри, то к тебе и приходит снаружи за твои грехи, а не за что больше, только лишь за это. Будешь исправляться, получишь другое. Будет мир, Господь благословит миром. Но этот мир должен быть тут внутри, мир Божий. Это когда человек отходит от греха и начинает жить по Божьи, изучает заповеди Божии и старается поступать, как учит Бог. А не хочет — тогда получит соответственно.
А вот эта притча нас заставляет задуматься. Эта жизнь дана нам Богом. Ты не сам её взял, и она тебе не принадлежит. Как в этой притче господин говорит: «Я вам дал, а вы что с этим сделали? Куда потратили все свои способности, силы, жизнь?» Будем надеяться, что Господь всё-таки нас ещё потерпит и даст нам разум исправить себя, свою жизнь, чтобы жить без злобы, без ненависти, а в любви и мире. Аминь. С праздником вас.
Протоиерей Андрей Поляков
47 просмотров