Воскресная проповедь 04.08.24. Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф. 9:1–8)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в Евангелии Господь исцелил расслабленного, которого принесли на носилках четыре его товарища. Видя веру их, Господь сказал этому расслабленному: «Чадо, отпускаются тебе твои грехи». Окружающие люди, фарисеи, книжники, подумали в себе: «А кто Он такой, что вот так вот отпускает грехи человеку?» Ведь это может делать только Бог. И Господь к ним обращается: «А почему вы в сердцах ваших подумали, что может отпускать только Бог?» И спрашивает у них: «А что легче сказать расслабленному — «отпускаются тебе грехи» или «возьми свою постель и ходи»?» Что легче? Вопрос непростой. Хотя Он просто на него ответил. Сказать можно всё, что угодно. А как это проверить? Ведь только у Бога слова никогда не расходятся с делом, а у людей часто бывает не так.

И вот Господь им говорит: «Но, чтобы вы знали, что Сын Человеческий, — имея ввиду Себя, — имеет власть на земле отпускать грехи», — обратился к расслабленному и говорит: «бери свою постель и иди в свой дом». И расслабленный встал, взял постель и пошёл. И все, кто были при этом чуде, были очень удивлены и говорят: «Какую власть дал Бог человеку». Т.е. во Христа, как Бога, они не верили. Но были они и правы, потому что Христос есть одновременно и Бог, и безгрешный Человек. Две природы соединены во Христе — божественная и человеческая.

О чем этот рассказ? Этот рассказ о некоторой тайне Церкви. Тайна — она для тех, кто далёк от Церкви, кто не верует Церкви. А для людей церковных всё-таки это не тайна. Кто подразумевается под этими четырьмя друзьями, которые донесли этого немощного парализованного человека до Христа? Как вы думаете? Это святые люди, которые уже закончили свою земную жизнь, а некоторые может и нет, но в основном это те, кто находится в Церкви Небесной, Торжествующей.

Один святой старец учил людей: «Не ищите себе друзей среди людей, а ищите себе друзей среди святых». Потому что они никогда не оставят и не предадут. Вот здесь мудрость, если мы хотим приблизиться ко Христу. А что мы хотим от Христа? Конечно, чтобы Господь даровал нам силы духовные, телесные, чтобы Господь исцелял наши недуги, чтобы Господь помогал нам в жизни. Конечно, мы этого хотим. Но сами мы очень часто, как этот расслабленный, до Христа дойти не можем. Потому что мы парализованы нашими грехами. В духовном смысле, в основном.

Но у нас есть святые помощники. Только если мы с ними дружим. А как с ними можно дружить? Во-первых, постоянно к ним обращаться, молиться. У любого христианина должны быть любимые святые, которые ему ближе: один больше почитает одного святого, другой — другого. Вот и надо каждый день ему молиться, и не только одному, а нескольким. Но этого мало, надо ещё подражать его жизни, хотя бы чуть-чуть. Потому что каждый святой — это личность. И каждый особо как-то жил. Если ты хочешь иметь его своим другом, то старайся хоть чуть-чуть быть на него похожим. Вот тогда они нас будут как бы нести ко Христу, и мы будем получать, по нашей пусть маленькой вере, но по их большой вере, получать исцеление наших недугов.

Это касается не только святых, а вообще Церкви, потому что в Церкви заведено, как апостол говорит: «Носите бремена друг друга». Т.е. мы должны друг другу помогать чем можем. Это тоже следует из этого Евангельского повествования. Но почему у этого человека нашлись 4 друга? Значит был человеком неплохим. Если сейчас посмотреть и попробовать найти четверых, которые бы тебе помогли, это сложно. Почему? Наверно не все хотят с тобой дружить, наверно человек не очень ты хороший, мягко говоря. Найдите вот четырёх, которые бы тебя взяли. «Друг познаётся в беде», — слышали такое? Пока у тебя всё нормально, у тебя вроде и друзья есть. А как у тебя какие-то проблемы, все сразу в кусты. А кому нужны проблемы твои? Тут с одной стороны как-то можно понять — кому нужны чужие проблемы? У каждого своих полно. Но у христиан так не должно быть. Всё-таки, в первую очередь, мы и молимся друг за друга.

И сколько раз бывало в истории Церкви, когда молитва родственников, близких, Церкви, этого человека как бы приносила ко Христу. Это побуждает нас молиться за людей, наших близких, заблудших, далёких от Церкви. Это подвиг. Думаете легко было его тащить? А они почему-то захотели. Значит такую к нему имели любовь и сострадание. Вот такой сегодня евангельский рассказ.

Церковь — это детище Божие, и создал её Христос Своей Кровью, которую Он пролил на Кресте. Это надо помнить, этим надо дорожить. У нас современные люди этого вообще не понимают. Откуда они поймут, если им никто расскажет? А вот надо как-то всё-таки порой подсказывать людям, потому что мечутся в этой жизни, когда у них проблемы. «Где бы найти какое-то для души отдохновение, утешение?» И нигде не находят. Бывает, конечно, что какой-то человек поддержит. Но в основном человеку нужно глубокое утешение, потому что люди тоже немощные, такие же грешные. А вот в Церкви, двигаясь и обращаясь к Богу, человек получает утешение от Самого Бога. Мы же молимся Духу Святому: «Утешитель, прииди и вселися в ны». Мы просим и получаем по нашей вере.

Дай Бог, чтобы мы, парализованные нашими грехами, были любимы и святыми, и какими-то людьми, чтобы все вместе, когда нам особо бывает тяжело, нас кто-то нёс ко Христу. Но ещё раз повторю — и это опыт многих людей — на людей надеяться бесполезно. И Церковь поёт за каждой Божественной литургией: «Не надейся ни на князи, ни на сыны человеческие». Бывает человек заболеет тяжело, и у него и денег нет, а его по полису в какой-то поликлинике вылечат. А бывает человек с деньгами, и в Москву, и везде ездит, и ничего ему не помогает. Сколько там миллионов тратит, а почему? А потому что исцеление от Бога, а не от врачей. И силу лекарствам даёт Бог. Достоин ли человек, чтобы его исцелили? А то может лучше поболеть? Душа будет более чистая.

Христос этого расслабленного называл чадом. Это не просто так наверно. Ведь он увидел у этих фарисеев, что у них в сердцах и что они подумали. Как можно это увидеть? Как может человек увидеть мысли другого? Только Бог может. Так Он увидел и сердце этого парализованного, значит там было что-то богоугодное. Ведь «Бог целует даже намерение человека», — говорит Священное Писание. Видать, этот человек хотел быть здоровым, но не просто, а чтобы что-то доброе сделать ему здоровье нужно было. Ведь, честно говоря, нам здоровье многим вредит. Особенно в молодости. Это не значит, что болеть хорошо. Но тем не менее здоровый человек может много грехов сделать и ошибок. А когда человек побаливает чем-то, он начинает смиряться. Поэтому и болезни нам порой бывают полезны, если их правильно переносить, без ропота. Вот этому человеку болезнь принесла пользу.

Но Господь ему сказал: «Прощаются тебе грехи». Значит он заболел всё-таки от грехов, потому что грех часто за собой болезнь приносит. Если объедается человек, у него всегда будут болезни. И так любой грех — он всегда приносит человеку какое-то расстройство. Но почему ему Господь простил? Некоторые на исповедь подходят и начинают рассказывать, куда они ходят, как они молятся, какие они хорошие. А грех-то где? Грех назови. И не знает, что сказать. Он думает иногда, что исповедь — это какая-то болтовня с батюшкой. Но не надо так к этому относиться. Если ты не готов, то ты подготовься. Разве тебе нечего Богу сказать? Вот начинают: «попил чай, пирожок понюхал, пошёл налево, пришла направо». Кому это всё надо? Вы стоите перед Христом и Евангелием. Какие могут быть беседы? В любое время подходите к священнику, беседуйте, хоть 5 часов. Но на исповеди какие могут быть разговоры и беседы? Ты же пришёл во врачебницу.

Представьте, пришли к врачу и говорите: «я здоровый». А врач говорит: «А зачем ты тогда пришёл?» Странно, да? Ты же пришёл исцелиться? Тогда назови свою болезнь, в чем она заключается. А для этого надо это ещё понять, и не каждый это ещё понимает, к сожалению, поэтому словоблудием и занимаемся. «У меня сын, у меня дочь…» — Кому это всё рассказываете? Бог это всё знает, Бог знает все твои мысли, все твои чувства — Он всё про тебя знает. Священнику? Священнику это не надо. Скажи: «я безбожник». Признай себя безбожным человеком, потому живем без Бога, по Божьи то ничего не делаем. «Злюсь, раздражаюсь, осуждаю», — тогда всё понятно. А этот человек свои грехи осознал, а Господь это увидел и обращается: «Чадо». И священник говорит, когда читает разрешительную молитву: «Да простит тебе Господь, чадо». Не от своего имени священник говорит, что он твой отец, а от имени Божьего, что ты чадо Божие, что ты осознал свой грех, пришёл, покаялся и тогда ты исцелеешь. Богу нашему слава всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

10 просмотров

Комментирование запрещено