Сегодня в святом Евангелии Господь учит нас опять самой главной добродетели любви. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге». К сожалению, мы по своему падению абсолютно неправильно часто понимаем любовь. Часто опираемся на наши чувства, какие-то понятия нашего падшего разума. А Господь говорит о том, как любить ближнего — «как самого себя». Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими. И чего не хочешь, то не делай другим. Вот тут предельно всё понятно и ясно.
Работает человек продавцом в магазине, хамит, грубит тем, кто приходит к нему, а потом сам приходит в магазин, и ему отвечают тем же. И он говорит: «Как так? Так нельзя!» Но ты же сам так делаешь, так себя ведёшь.. И это касается всей нашей жизни — и семейной, и общественной. Т.е. как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай.
Но Господь ещё выше поднимает достоинство человека, Он говорит: «Если ты хочешь благодати Божией, Духа Святого», — о чем говорил преподобный Серафим, что цель нашей жизни — стяжание Духа Святаго Божьего, — и вот Господь говорит: «Если ты любишь тех, кто тебя любит, какая тебе за это благодать? и взаймы даешь тем, у кого хочешь назад получить? Так делают все грешники». Здесь присутствует корысть — ты мне, я тебе. Даже фильм есть с таким названием советский. Но Господь говорит: «Так все грешники делают.» А если вы хотите быть похожими на Бога и получать от Бога благость, благодать, то надо любить даже тех, кто вас не любит и благословлять тех, кто вас проклинает.
Для современного человека это может показаться невозможным — как любить тех, кто тебе гадости делает? В том то и дело, что без Божественной помощи, Божией благодати этого сделать человек не может сам своими силами. Но если ты не будешь иметь Божественной благодати, то ты и не христианин, ты не Божий. Но мы часто путаем. В греческом языке есть 5 или даже больше понятий любви. А у нас такое одно слово, и мы его везде где ни попадя применяем. «Я люблю мороженное; люблю торт, конфеты». Это такое самолюбие. А вот любить ближних, любить других — это значит отдавать, а не потреблять, как конфетки. Но почему-то у нас так, а в греческом языке очень глубоко это раскрыто. Но у нас переведено одним словом «любить». Поэтому часто путаем.
Поэтому везде нужно рассуждение. Мы своей неправильной любовью портим своих детей, т.е. опять не любовью, а самолюбием. Мы им потакаем в их грехах, поступках плохих, жалеем их, когда не надо бы жалеть, когда надо бы наоборот поругать. И ругаем там, где надо бы пожалеть — часто и такое бывает. И вот чтобы была у нас эта мудрость, у Бога надо просить.
Апостол Иаков говорит: «Просите в простоте у Бога». Если вы не понимаете, не знаете как, просто просите, и Бог даст вам. «А почему, говорит, не получаете? Потому что без веры просите или просите опять на какие-то корыстные свои вещи». Перед Богом главное бескорыстие — ради чего что человек делает, какая мотивация, современным языком говоря. Что тобой движет, ведь можно по наружности и доброе дело делать. А для чего? Чтобы прославиться, чтобы тебя похвалили. Внешне это будет доброе дело, а пред Богом это будет мерзость, потому что Бог видит из-за чего ты это делаешь.
Врач для чего шёл учиться на врача — лечить людей или деньги зарабатывать? Абсолютно разная мотивация — если деньги зарабатывать, несчастные те больные, которые к тебе попадут. И так в любой сфере. Если ты идёшь деньги зарабатывать, а не служить ближним, всё.. А сейчас людей на это с малых лет затачивают. Я, например, был в школе. У ребят 10-12 лет в основном у всех такие понятия — «деньги зарабатывать надо». А слово «призвание» и что надо пользу приносить, т.е. любовь проявлять к людям — это же одно и то же — там таких даже понятий нет.
Представим, что такой врач сам заболел и пришёл к врачу, который смотрит, сколько бы из тебя потянуть. И ты попадешь в тот же капкан, который всем другим ставил. И так в жизни часто и получается — как сам, так и к тебе. Не уважаешь старших — и тебя никто не будет в старости уважать. Потом не ходи не плачь. Вся наша жизнь на этом построена. Т.е. как хочешь, чтобы с тобой, так и ты.
И Господь в конце говорит: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный». Хотите быть похожими на Бога? Любить тех, кто делает тебе гадость, — это признак милосердия. Ты снисходишь к немощам человека. А Господь солнце Свое сияет на всех — тех, кто воруют, убивают, блудят. Господь всё равно на них светит, потому что солнце — это Божие, не мы его себе повесили на небо. Господь не даром в Евангелии говорит «солнце Свое».
Нам Господь намекает, что весь мир, окружающий нас, это нам подарок от Бога, а мы этот мир порой уродуем, вместо того, чтобы его оберегать, красивым делать. Человек вот харкает вокруг себя, кидает мусор, он не понимает, что он делает, он думает, так и надо. А другой дядя придет и за ним убирать будет. И это не только в материальном, так же и в духовном: кого хочешь обзови, что хочет скажет про другого или подумает — вот эта духовная грязь. А кто за тебя убирать будет? Ты вот так после себя следы оставляешь, а потом говоришь: «что-то меня не очень любят, плохо относятся». Но, дорогой мой, ты что посеял, то и выросло. Как ты относишься к окружающим людям, такой и ответ будет, соответственный.
Дай Бог нам всем мудрости, Божией помощи, потому что то, чему учит Господь, некоторые говорят: ой, это фантастика, это невозможно. Но тогда мы только и людьми бываем, когда на Бога похожи. А если мы похожи на зверей, которым только рвать, свою выгоду искать, идти по головам других, карьеры свои строить и топить других, кто послабей и пониже, тогда этот путь не к Богу. И можно так закончить очень плачевно.
Сегодня ещё память русского нашего святого — Федора Ушакова, он был воин, адмирал флота. Его родной дядя был игуменом Санаксарского монастыря и прославлен потом в лике святых — преподобный Феодор Санаксарский. В том районе, где находится этот монастырь, у них было свое имение. И вот его племянник таким человеком стал — 40 сражений, и ни одного проигрыша, при минимальных жертвах. Это разве не чудо? Как люди умели воевать.
Такие люди как он или Суворов, они говорили: «Если мои подчиненные воины будут безбожники, я не выиграю». Лучше пусть будет меньше число, но чтобы все люди были с Богом, чтобы молились. А безбожники только на себя надеются, а в Священном Писание сказано: «Победа от Господа дается». А не твоей этой силой можешь взять. Ты вот на коня надеешься, что он сильный. Это всё ложь, не спасёт тебя твой конь.
Знаете историю Давида и Голиафа? Давид был невыского роста, был красивый юноша, одарённый от Бога. Но физической силой не отличался. А Голиаф был профессиональный убийца, выше его в 2 раза. Он потешался над народом израильским, унижал Бога, оскорблял. И Давид возгорел ревностью. Голиаф говорит: «Пусть кто-то из вас сразится со мной». Давид говорит: «Я пойду». Царь Саул говорит ему: «Куда ты пойдешь?» А Давид был у него оруженосцем. Но он всё равно хотел, ревностью пылал: как это веру в Истинного Бога тот оскорбляет?! И начали ему доспехи одевать, а они ему велики так, что снести их не мог. Он говорит: «не надо ничего». Что он взял? Камень и пращу, это такая специальная веревка. Камни набрал и пошёл. А тот смеётся над ним: «Ты как на собаку на меня вышел с камнями с этими». А Давид говорит: «Но ты то идешь на меня со своими богомерзкими убеждениями, а я на тебя иду во славу Божию, чтобы Бога прославить». Разница то большая. Взял, камень размотал и в лоб ему. И тот сразу без сознания упал. Давид подошёл и его же мечом ему голову то и отсёк. Почему? Потому что с Богом. Он его не боялся. Он боялся Бога. Вот видите, как бывает в жизни.
Почему таких людей Церковь прославляет? Они были великие в вере и в благочестии, жили не в блуде, не в пьянстве, не в разврате, старались свою душу в чистоте блюсти и Богу молились. И Господь им давал победу. Бог дает победу, только Бог. Поэтому в наши неспокойные времена об этом надо помнить.
Этот заступник Божий Федор Ушаков, конечно, о нас молится. Он смотрит на нас, какие мы сейчас все, и молится за нас. Читали что на его иконе написано? Он держит свиток, на котором написано, что все эти бури, которые на Россию находят, потом закончатся славой, чтобы Бога прославлять. Не просто чтобы круче всех быть, а чтобы прославлять Бога. А умер он в 1817 год, за 100 лет до революции. Сегодня надо ему помолиться особо. Дай Бог по его молитвам, чтобы мы научились жить по тому, как учит нас Господь. Аминь.
Протоиерей Андрей Поляков
55 просмотров