Воскресная проповедь 18.08.24. Насыщение Христом множества народа. О следовании за Христом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он вышел на служение людям проповедовать Царствие Божие, за Ним, конечно, ходило очень много народа. Потому что они видели чудеса, которые творил Господь: Он исцелял больных, даровал зрение слепым, сокрушенным душою и скорбящим Он подавал силу. В Евангелии сказано, что от Него исходила сила, которая исцеляла и душевные, и телесные человеческие недуги.

И вот однажды в галилейской стране Он вошёл на гору, и к Нему опять пришло много народа — несколько тысяч. В Евангелии даже сказано — 5 тысяч, и это только мужчин, не считая женщин и детей. И сила Божия действовала — эти люди многие исцелялись. Три дня народ был со Христом. А селения рядом не было. Те запасы пищи, которые наверно у людей были, кончились, и Господь сказал Своим ученикам: «Мне жалко народ, они уже три дня тут, и им нечего есть, а отпустить их не хочу, потому что по дороге ослабеют». Они говорят: «А что нам делать?» Он говорит: «Вы дадите им есть». И повелел людям сесть на землю по несколько человек. И нашлось 2 хлеба и несколько рыб. Господь встал, благословил и стал раздавать людям хлеб с рыбой, и эта пища стала умножаться. И насытились все, и даже осталось ещё семь корзин. Конечно, для людей это было чудо. Это было уже второй раз, ещё до этого так же было, из Евангелия мы знаем два таких случая.

О чем это нам должно говорить? В первую очередь, что у Бога нет ничего невозможного, и Господь может из малого сделать многое. Но это малое должно быть у нас. Т.е. вот эти люди за Христом шли, им хотелось быть рядом с Ним. И поэтому они получали то, что Господь им давал. Так и человек, ученик Христов, а христианин — это ученик Христов, он должен идти за Христом. Не просто верить в Бога, не просто носить крест, но идти за Христом всю свою жизнь. Потому что конца этого учения нет, всегда можно от Бога чему-то учиться, и нужно это делать, потому что Христос нас призывает к совершенству. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Что такое совершенство? Это значит законченное что-то, готовое, целое. А что такое грех? Грех — это то, что делает человек нецельным, он как бы разбивает человека. А цельная натура, исцелённая — это человек здравый и умом, и душою. Телом, конечно, не всегда, но главное здравие душевное, духовное. А вот грех — он как болезнь. Но если человек идёт за Христом, то он от этих грехов постепенно исцеляется: от своих каких-то вредных привычек, каких-то качеств душевных, которые вредят ему и окружающим, но на это нужно время, и надо не ослабевать идти за Христом. Это вся наша жизнь, до смерти.

У нас у людей бывает по-разному. Много об это уже говорилось, но мы знаем, что обычный человек, особенно современный человек, про Бога вспоминает, когда ему становится плохо, когда у него что-то случается. Но ученики Христа спрашивают: «А где же мы возьмем столько пищи для такого количества народа?» Он говорит: «Вы дадите им есть». Так вот ученик Христов призван к тому, чтобы помогать другим, которые ещё далеки возможно от Церкви, от храма, от веры. А кого Господь сподобил быть поближе к Церкви, тот должен помогать. По-разному. Мы сами знаем, сколько у людей сейчас суеверий. Какую-то резинку себе на руку привяжут и говорят: «это у меня от сглаза». Думает, ему какая-то нитка красного цвета поможет. Встречали таких? Это болезнь духовная, все эти суеверия. Во всякие приметы, во что только человек не верит порой, только не в Бога. Он говорит: «я в Бога верю». Но он верит во всё подряд. Лишь бы ему было хорошо. Но это «не работает», как сейчас говорят.

Всё равно пока человек к Богу не придёт, он не получит исцеления истинного, а будет только фикция. Сколько сейчас всяких экстрасенсов и колдунов есть, и до сих пор они хорошие деньги зарабатывают на глупых людях. А вот надо подсказывать таким, надо учить. Но самое главное — образом своей жизни, конечно. Это очень сложно, но по-другому не получается. Вот надо чтобы человек увидел и сказал: «я тоже хочу быть таким, как вот этот христианин». Но у нас так не всегда, конечно, получается, часто наоборот, но надо стараться.

Ученики тоже не знали, как они могут накормить. А Христос сказал: «Вы дадите». Но как? Конечно, с Его помощью. Он же эти хлебы умножал, а ученики только раздавали. Они сами не могли их умножить. Вот так и любой святой: какие бы чудеса не делал, но говорил: «это не я, это Господь делает». В житиях многих святых знаем, что они и мёртвых порой воскрешали, но они же не говорили: «это я». Они говорили: «это Господь». Но по его молитве, по просьбе.

Если мы хотим быть настоящими учениками, всё надо делать с Богом, со Христом. За Ним идти, тогда всё будет умножаться в хорошем смысле. А если мы хотим собственными силами, у нас не получается, и даже получается хуже, чем было до этого. Сейчас какая у нас проблема демографическая. А почему? Не могут люди семью создать, потому что не могут они вместе жить. Вместе жить — это надо жертвовать друг для друга. А жертвовать кто научит? Учат только хапать себе. Родители этому учат, так и настраивают детей: ты должен карьеру сделать, деньги большие заработать. Но не говорят о том, что ребенок должен найти себя в этой жизни, понять, чего Бог от него хочет, чтобы у него призвание было. Чтобы он по призванию жил, а не по тому, как лишь бы побольше денег заработать. Вот тогда будет меняться общество. Но легко сказать. А вот этот эгоизм и самолюбие у нас сейчас процветают.

А Христос учит обратному, что каждый должен служить друг другу. Уже сколько раз об этом говорили: умный — глуповатому, богатый — бедному, сильный слабому. Для чего тебе Господь силу дал? Чтобы ты слабому помог. А тебе для чего дал материальные блага? Чтобы ты помог тому, у кого их нет, а не чтобы ты себе 15 яхт купил и 25 домов. Но судить не наше дело. Тем не менее этой жизнью Бог управляет: кому-то даёт это, кому-то это. Но не для того, чтобы ты это только для себя имел. Вот ты познал какие-то дела веры и носишь в себе. Ты другим подскажи. Только с любовью. Потому что здесь сколько проблем сразу пройдет, если ты ему подскажешь. Ведь дело не в том, что кошка тебе дорогу перебежала и у тебя проблемы в жизни. А в том, что ты в грехах весь живёшь. Ты к Богу обратись. Неужели кошка может изменить твою судьбу? А люди в это верят. А на самом деле человек находится во лжи.

Сюда несколько лет назад пришли два человека, муж с женой, и говорят: «Вот у нас проблемы в семье, ругаемся мы друг с другом. Знаете почему, батюшка, мы начали ругаться? Мы нашли под кроватью ржавые ножницы, нам их кто-то подкинул». Я им говорю: «Но вы ругаетесь, потому что вы эгоисты. Хотите всё по-своему». При чем тут ножницы, какая связь-то? А они в это верят. Потому что себя менять не надо, это ножницы виноваты, это какая-то колдунья подбросила или плохой человек. Но ты себя изменяй, свои качества и наклонности греховные, при чем тут эта ржавая железка? Потому что себя менять не хочется.

А Христос призывает: «Соблазняет тебя рука — отсеки её». Понятно, это сказано образно. Если твоя рука хочет украсть или кого-то стукнуть, ты должен её отсечь, желание своё должен пресечь. Или око твое — смотришь на всякие непотребства — вырви это око, не смотри, борись с собой. Это сказано о том, что нужно бороться со своими плохими наклонностями. Хочешь кого-то осудить? Закрой рот. Хочешь про кого-то что-то плохое сказать — закрой свой рот и молчи. Но это трудно. Победить себя сложнее всего. А Христос нас к этому призывает. Видите, даже как — ногу отсеки, руку отсеки, глаз вырви. Это сказано почему так? Чтобы посильнее воздействовать на людей, что даже до такого надо, чтобы себя перебороть.

А то говорит: «курить не могу бросить», — 50 лет мужику, а он не может. Да ты не хочешь. Тебе себя родного жалко, себя хочешь ублажать. Надо бороться с собой, сдержи себя. Не скажи плохое слово, не делай плохую вещь. Отсекай. Отсекать надо. Если бы по-другому получалось, мы все в раю давно были. Поэтому будем об этом помнить, что за Христом надо всю свою жизнь идти, а не только приходить, когда плохо, и свечки ставить. Вот тогда мы будем настоящие ученики Христа. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

5 просмотров

Комментирование запрещено