Воскресная проповедь 22.12.24. О благодарности

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В истории ветхозаветного Израиля был такой эпизод. У сирийского царя заболел его военноначальник Нееман, заболел тяжко проказой. Эта болезнь во все времена, особенно в древние времена, считалась каким-то особым наказанием Божьим, когда у человека начинало гнить всё тело. Это все пахло затхло, и такие люди всегда были изгоями, потому что они с обычными людьми жить не могли.

И вот царь услышал, что в Израиле совершается исцеление людей, что это народ какой-то особый, и он решил своего воеводу послать в Израиль и написал даже израильскому царю письмо с просьбой, чтобы исцелили его военачальника, дал очень богатые дары. С этими дарами Нееман отправился в Израиль. Придя к царю, он дал ему это письмо, но израильский царь в этом увидел подвох, он думал, что сирийский царь хочет на него напасть, и послал, чтобы так разведать, и сказал: «я что Бог, чтобы исцелять людей от болезни?»

Но об этом узнал пророк Елисей и сказал царю: «Пусть ко мне придёт Нееман». Нееман послушался, пошёл, взял с собой дары, но пророк Божий Елисей даже не вышел к нему, он послал своего слугу сказать, чтобы Нееман пошёл, окунулся в реку Иордан, и тогда он исцелеет. Нееман, конечно, обиделся, что он даже не вышел, и говорит: «что у нас у самих что ли рек нет, да и получше реки есть, чем Иордан». Потому что Иордан река не такая полноводная. Но ему слуги говорят: «вообще то это пророк Божий, он может сказать что угодно сделать. Что тебе трудно в речку окунутся?» В общем, он послушался, пошёл, окунулся, и проказа с него сошла.

Он, конечно, очень обрадовался, возвратился и стал умолять пророка взять эти дары в благодарность, которые он привёз от своего царя, но пророк не взял. Но дело не в этом. Дело в том, что он благодарил его за то, что исцелил.

И вот сегодня рассказ уже из Нового завета, из жизни земной Спасителя, когда Он тоже встретился с десятью людьми прокажёнными, которые тоже сбились в такую кучку, как говорится «друзья, по несчастью», и ходили. Был даже такой для них закон, чтобы они носили колокольчики с собой, чтоб шли и звенели, чтобы люди слышали, не приближались к ним, чтобы от них не заразиться. И вообще это считалось скверным, что эти люди скверны пред Богом, что Бог наказал их за какие-то грехи такой тяжкой болезнью. Не написано, в какое селение шёл Христос. Написано, что из какого-то селения между Самарией и Галилеей. И вот они издали кричат ему: «Наставник, помилуй нас». Христос им говорит очень просто: «Идите и покажитесь священнику». Священник в те времена много функций нёс, в том числе он свидетельствовал, больной человек или нет, в частности, проказой. Он знал признаки, смотрел, осматривал людей. И Господь же их не исцелил, Он их просто послал к священнику.

И вот, пока они шли, сказано, они исцелились, очистились. И один из них, из десятерых, увидев, что он очистился, возвратился назад. Он стал громко, сказано в Евангелии, прославлять Бога. Подошёл, пал к ногам Христа и стал благодарить Его за то, что Он его исцелил. А Христос спросил: «Не десять ли очистились, а где же девять? что же они не пришли воздать славу Богу? и только этот иноплеменник». Потому что этот человек не был иудеем таким воспитанным, он был самарянин. Христос ему сказал: «Вера твоя спасла тебя».

У этих девятерых была вера? Была. Но она их не спасла, потому что они были неблагодарными людьми. Не знаем, что они подумали, но как бы можно предположить, что это само собой, и как бы Бог им должен это.

И вот в нашей жизни есть такие люди, которым кажется, что им все должны. Бог им в том числе должен, и все окружающие должны, а они будут только потребительски ко всем относиться. С такими людьми, как с прокажёнными, никому не хочется общаться. Кто любит неблагодарных? Никто. С такими тяжело: как прокажённые, они смердят, потому что такое вот отношение потребительское, эгоистическое. Наверное, каждый из нас с такими людьми в жизни встречался, но мало того, и у нас самих такое бывает. Мы тоже порой бываем неблагодарны ни Богу, ни людям.

Но вот этот рассказ должен нас научить благодарности. Главное Богослужение в наших храмах Церкви называется Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение». Лучшая благодарность Богу, если мы хотим Бога поблагодарить, это когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, потому что Бог всех нас призывает к этому. Он дал это благодаря Своей жертве на Кресте. И если мы принимаем эту жертву, это тоже наше главное благодарение Богу.

Но, конечно, не каждый может просто так взять и причаститься, потому что этому должно предшествовать покаяние, исправление своей греховной жизни. Есть такие грехи, которые препятствуют человеку приступать к таинству Причастия. Тяжкие смертные грехи. Это тоже труд.

Но вот этих десятерых Господь, смотрите, как исцелил. Тут глубокий смысл. «Идите, покажите священнику», — и они пошли. То есть исцеление происходит на пути к Богу. Почти всегда это не просто вот такой момент — раз и всё. Этому всегда предшествует путь, когда человек стремится к Богу. И у каждого из нас есть какие-то греховные страсти, пороки, у всех свои, но они все есть, они общие такие. Суть в том, что мы от них исцеляемся только на пути к Богу. Если мы к Богу двигаемся. В Евангелии очень много таких случаев: когда скорченная женщина 18 лет страдала, расслабленный 39 лежал, но это был путь к Богу через болезни, скорби. То есть опять надо к Богу двигаться и быть людьми благодарными, потому что, как говорят святые отцы, благодарный человек никогда ни в чем не нуждается. А если мы чувствуем, что мы в чем-то нуждаемся, значит мы в чем-то неблагодарны.

В первую очередь мы должны быть благодарны Богу уже просто за то, что Бог нам дал жизнь. Ведь было время, когда нас не было. Это люди, не верующие в Бога, думают, что они хозяева жизни: хотят родят детей, не хотят — не родят. Сейчас как люди современные подходят: «думаем, завести детей или нет». А верующие люди не так поступают: сколько даёт Господь детей, столько и должно быть. Они понимают, что это дар Божий, и многие хотят, а не даёт Бог. Нам почему через родителей дал Бог жизнь? А потому что захотел Бог. Наверное, для чего-то Он нам дал эту жизнь, не просто так. Поэтому Бога надо за это благодарить. Да, конечно, бывает, нас подавляют какие-то наши земные трудности, скорби, которые у всех есть. Они нас порой подавляют, и мы становимся неблагодарными. Это неправильно, это совсем не путь к Богу. Есть такая даже песня: «Слава Богу за все, и за скорбь, и за радость». То есть Бога надо благодарить за всё. Говорят: если у тебя в жизни происходит что-то хорошее, в том смысле, что тебе это нравится, благодари Бога, и радость твоя умножится; а если что-то происходит, что тебе не нравится, благодари Бога, и это быстро пройдёт.

Поэтому, дай Бог, братья и сестры, чтобы мы учились. Видите, мало быть верующим. Вот они тоже ведь Христа называли наставником, а наставник в те времена — это что-то высшее. Они уже почти его Богом назвали. Верили, но эта вера не спасла, по одной простой причине — это были неблагодарные люди. Они думали, раз Бог мне это дал, значит, он мне что-то был должен. Нет, дорогой мой, Бог тебе ничего не должен. Это ты должен Бога благодарить, тебе Бог дал жизнь, а ты её всю изуродовал, а теперь винишь окружающих, у тебя все вокруг виноваты, только не ты сам. Ты же сам её изуродовал своей гордостью, тупостью, глупостью, упорством своим тупым: лезешь туда, куда не надо, а туда, куда надо, не идёшь, а куда не надо прёшь. Что, не так? Это про нас. По заповедям Божьим живёшь? Да нет. Зачем? Какой там смиряться, терпеть, в чем-то трудиться над собой, исправлять свои недостатки. Лучше других исправлять. Нет, это не так. Поэтому ты сам себе такое сделал, что тебе что-то в жизни не нравится. Ну так ты благодари Бога, это тоже тебе Господь почему-то так попустил, чтоб ты понял своё ничтожество. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Все наши дела — это ноль, но если этих нулей много, Господь впереди ставит единичку, и получается большая цифра, но только Господь ставит единичку, но и нули нужны». Поняли смысл? Всех вас с праздником, дай Бог всем доброго здоровья, и чтоб мы были людьми благодарными и Богу, и людям. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

14 просмотров

Комментирование запрещено