Сегодня, дорогие братья и сестры, в Святом Евангелии Господь нам приводит притчу о двух должниках. Эта притча о том, как человек должен бороться с памятозлобием. «Уподбися Царствие Небесное тому, когда царь захотел со своими рабами судиться и призвал одного раба, который должен был 10 тысяч талантов серебра», – это очень большая сумма. И говорит, что «я и тебя, и твою жену, твоих детей отдам в рабство, вечно будешь в рабах у другого мучителя». Этот человек упал перед ним и стал молить его, прося: «Потерпи, подожди, я всё тебе отдам». И царь, умилосердившись, простил ему весь долг.
Этот раб, выйдя от своего господина, встретил своего друга, который ему должен был очень незначительную сумму — 100 динариев, и стал его мучить и говорить: «Отдай долг!» Тот друг был рабом того же господина и стал его умолять, чтобы он подождал и что он ему всё отдаст. Но этот раб сказал «нет» и отдал его мучителям, не захотел ему простить.
Это видели другие рабы господина, и пришли ему рассказали. Господин опять зовёт своего раба, которому простил, и говорит: «Ведь я тебе простил весь тот долг, который ты мне должен был, ты меня умолил; ведь и ты должен был простить того твоего друга, который тебе был должен. И вот за то, что ты такой злой, я навечно тебя отдаю мучителям до той поры, пока ты всё не отдашь».
Святые отцы под этим великим долгом в 10 тысяч талантов усматривают нашу жизнь, она — бесценный дар Божий, и всё, что нам Господь дает, — это всё неоплатный наш долг пред Богом. Мы никогда не можем пред Богом расплатиться, и мало того, когда мы грешим и каемся искренне перед Богом, нам Господь по Своему милосердию очень часто наши грехи прощает. Но если мы будем поступать как этот негодный раб, не прощать тем, кто нам должен что-то, то мы видим, как может закончиться наша жизнь – в вечном мучении.
Ведь мы никогда не можем пред Богом оправдаться и расплатиться за бесценные дары, которые нам Бог даёт. Он нам всё даёт даром, мы это всё часто используем даже во вред себе, но Господь и это нам часто прощает.
И господин укорил этого раба злого, говорит: «Ведь и ты должен был просить. Я ведь тебе всё простил». Это притча о нашем памятозлобии. Если мы помним зло, которое нам кто-то сделал, мы тогда и молиться не можем, и молиться молитвой «Отче наш» не можем, ведь там есть слова: «Остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим».
Если мы будем прощать, не иметь памятозлобия, то и Бог будет прощать, и мало того, Он нам дарует вечное блаженство. Почему этот злой раб не простил друга? Он удалился от Бога. Ведь если человек живёт с Богом, это качество милосердия он имеет в своем сердце, в своей душе и от сердца прощает тех, кто что-то ему делает злого. Если он с Богом. А мы видим, как в притче сказано, что этот раб вышел от хозяина. Здесь святые отца усматривают удаление от Бога.
Пусть каждый из нас посмотрит в свое сердце, свою душу, не имеет ли он на кого-либо непрощенных грехов, не хочет ли кого-то прощать. Это очень плохо, это ведёт нас в ад, тогда и Бог нам наши грехи не будет прощать. Дай Бог, чтобы мы вот и сейчас за время поста постарались отпустить и простить всем, кто нам что-то должен. Спаси вас всех Господь. С праздником.
Протоиерей Андрей Поляков
99 просмотров