Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
После того, как мы причастимся Святых Христовых Тайн, Церковь поёт: «Видели свет истинный, прияли Духа Небесного и обрели веру истинную, нераздельной Троице поклоняемся, Она нас спасла». Вот свет истинный — это наш Бог. В кондаке праздника Крещения есть такие слова: «Явился еси днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Бог есть свет неприступный, и увидеть этот свет человек может не этими нашими материальными глазами, а только духовным зрением. Но большинство из людей в этом смысле слепые.
Сегодня читалось два отрывка из Евангелия, но они очень похожи, хотя в них о разных вещах говорится. В первом евангелист нам говорит о том, что, как было сказано в пророчестве, когда Христос пришёл на землю, родился, крестился и пошёл с проповедью Евангелия, Он часто проповедовал в странах языческих, в Самарии, например. И пророк говорил ещё за много сотен лет до этого, что эти страны, которые лежали во тьме, увидели истинный свет, и он им воссиял.
A второе Евангелие говорит о слепом, который был в городе Иерихон — этот город всегда ассоциировался у иудеев с проклятым городом, с городом греха, потому что когда иудеев Моисей вёл в землю обетованную, это был первый город у них на пути, и его Господь сказал заклять, то есть убить там всех жителей и всё имущество взять. В общем, он всегда ассоциировался с городом греха. И вот там был слепой. Как он стал слепым — нам остаётся только догадываться. Наверное, болел чем-то, по-разному можно лишиться зрения, можно по своей глупости какой-то.
Так вот, чем он занимался в жизни? А чем он мог заниматься? Просил милостыню, поскольку надо было как-то питаться и жить как-то. А без материальных средств это, понятно, невозможно. Ведь слепой какую работу может делать? Вот он услышал какой-то шум, он спросил тех, кто был рядом: «Это что за шум?» Говорят: «Иисус Назарянин идёт». А он, этот человек, по всей видимости, был научен и в пророческих каких-то книгах, наверное, был иудеем, поскольку он знал, что должен прийти Миссия, что Он из рода царя Давида. Вот он стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня».
Но люди, которые были рядом, стали ему говорить: «Замолчи». Как вы думаете, почему? Тут несколько причин. Здоровые люди, у которых всё благополучно, терпеть не могут, когда больные их о чем-то просят, когда они вообще говорят, что они больные. Зачем здоровым эти проблемы? В основном никто не любит слушать, когда люди жалуются. Тут ещё, во-первых, конечно, жестокое сердце человеческое, а во-вторых, люди даже бывают суеверны, думают: «на меня ещё болезнь перейдёт». Всем же хочется быть здоровыми, а больные, как правило, никому не нужны. То есть так: «болеешь ты и болеешь, а ко мне со своей болезнью не лезь». Есть ведь такое у нас? Конечно. Ни больные, ни старые, обычно, мало кому нужны.
И вот они ему говорят: «замолчи, ты ещё тут». А плюс к тому, он же говорил: «Иисус, сын Давидов», — значит, он признавал Его Мессией, а это тоже людям, которые ко Христу относились враждебно, было как ножом по сердцу. В общем, они затыкали ему рот, а он не слушал их, он всё равно кричал. Это говорит о том, что почему-то он увидел, будучи слепым, во Христе Бога. Тут можно только догадываться. Обычно, знаете, как бывает, у человека, который в этой жизни чего-то лишён, как инвалид, у него другие силы души более развиваются. Вот он был слепой, он не видел много суеты, он внутрь себя смотрел и, наверное, слышал, может, когда был ещё зрячим, читал, или ему там рассказывали, про Христа. Но он был такой человек, что у него внутри шёл процесс, что он как-то задумывался, наверное, о вечной жизни, вообще о себе, что с ним, почему так с ним произошло. То есть такой человек углубился в себя.
Мы же обычно живём так, что у нас внешняя суета не даёт нам порой посмотреть, что у нас внутри происходит, и только лишь какие-то скорби и болезни нам открывают наше внутреннее состояние. Обычно люди на больничной койке, в тюрьме начинают понимать какие-то вещи, а пока у человека в мирском отношении все гладенько, он порой этого в себе не видит.
Так вот, этот человек, будучи слепым глазами, духовно прозрел, он признал во Христе Миссию и стал кричать: «помилуй меня». Христос велел его к Себе привести, ведь он слепой и не сможет сам дойти. Его привели. Господь спрашивает: «Что ты от Меня хочешь?» Интересный вопрос, да? Разве Он не знает, что тот хочет? Конечно, знает. А почему Он так спросил? Для людей. Слепой обычно что просил? Просил, чтобы ему подали. А тут он просит «помилуй». Ведь, понимаете, к обычному человеку он бы так не обратился за милостью. Это уже показывает, что он понимал, что Христос — не просто какой-то человек. И вот Он говорит «что ты хочешь?» Тот овечает: «чтобы мне прозреть». Что ему Христос сказал? Одно слово: «Прозри». И сказал, когда он прозрел: «Вера твоя тебя спасла». Что с этим человеком произошло дальше? Он пошёл за Христом и прославлял Бога, и все, кто увидел это, стали прославлять Бога.
И у нас так бывает в жизни. Мы часто бываем слепыми духовно. Одно из качеств прозрения человека — это когда человек начинает видеть свои грехи, вот это самое главное, что человек начинает видеть, и он начинает понимать, что всё, что в жизни с ним происходит, это не какая-то случайная череда обстоятельств. Кто ещё прозрел в Евангельской истории? Бандит на кресте тоже прозрел, когда обратился ко Христу и сказал: «достойно я по моим делам принимаю». Хотя второй говорил Христу: «если ты Бог, сними нас с креста». А вот этот прозрел и говорит «достойно получаем».
Так вот, всем бы нам, конечно, хорошо прозреть и видеть, что не случайно с нами что-то в жизни происходит. Это проявление Божественной любви к нам. Хотя нам это бывает и не нравится по нашему эгоизму, самолюбию. А Господь, как мудрый наш Отец, Который нас любит, воспитывает нас. Он нам вот так даёт вещи в жизни какие-то потерпеть, какие-то обстоятельства — как раз те, которые служат к тому, чтобы нас спасти, смирить нашу душу.
Тогда человек начинает быть зрячим, он начинает видеть промысел Божий во всей своей жизни. А человек слепой живёт и думает: «Да почему так? Да что так? За что это всё мне?» Это человек слепой, духовно слепой человек. Конечно, и среди нас таких много, порой слепых. Дай Бог, чтобы мы всё-таки прозревали и видели промысел Божий в нашей жизни, любовь Божью к нам.
Ведь всё не просто так. Кстати, есть такой термин у нас «судьба», но судьба — это суд Божий о нас. Именно по нашим поступкам, внутренним состояниям Он нас так лечит, как врач, даёт нам какие-то лекарства, порой горькие, порой даёт какие-то приятные вещи. То потяжелее, то полегче, но каждый наверно в своей жизни это уже замечает. Опять, для чего? Только одна цель — чтобы в вечности нам дать блаженство. А мы слепые, мы хотим в этой жизни, чтобы у нас всё было гладенько, ровненько, никто нас не трогал. Но такого не бывает, ни у кого причём: у верующих, у неверующих, но нам всем так этого хочется. А в этом как раз наша некоторая слепота. Поэтому дай Бог, чтобы мы были всё-таки духовно зрячими и видели во всем любовь и промысл Божий, и за всё благодарили Бога. Аминь.
Всех вас с праздником, с воскресным днём, дай Бог всем доброго здоровья и вечного спасения.
Протоиерей Андрей Поляков
14 просмотров