Воскресная проповедь 29.03.20. Неделя Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Нынешняя неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Об это святом мы знаем не так много: знаем, что он жил в 8-м веке, и в 16 лет он уже ушёл в монастырь. В монастыре подвизался на протяжении 19 лет, и когда умер его духовник, то будущий преподобный Иоанн решил для себя прийти в пустыню, чтобы подвизаться там в уединении, стать отшельником. И вот в пустыне он жил на протяжении целых 40 лет, жил постничестве, безмолвии, постоянной молитве и в покаянных слезах. Как он сам потом позже написал, что, как огонь уничтожает хворост, так чистая покаянная слеза омывает и тело, и душу; и внешнее, и внутреннее.

Как он жил в пустыне, мы знаем об этом только то, что он сам о себе писал. Он писал о себе так, что вкушал он в пищу то, что разрешалось церковным монашеским постническим уставом, никогда не проводил ночи без сна, но только спал он и отдыхал ровно столько, сколько нужно было это для поддержания физических сил. Всех он принимал с любовью и каждому уделял время и наставлял, каждому давал какие-то духовные наставления.

И вот однажды случилось так, что у преподобного Иоанна появились завистники, которые стали говорить, что он занимается многословием, и всё это из-за его тщеславия, т.е. старается каждого научить из-за своего тщеславия. И тогда преподобный Иоанн, чтобы никого не искушать, чтобы не было осуждения, принимает решение подвига безмолвия: целый год он ни с кем не общался, пока эти же самые завистники не пришли к нему и не начали его умолять, чтобы он оставил своё безмолвие и всё-таки начал с ними общаться, потому что они поняли, что без его духовных бесед, без этой духовной пищи они не смогут прожить.

И вот после 40 лет своего пустынничества преподобного Иоанна избирают игуменом Синайского монастыря. В этом монастыре его келья была как раз так расположена, что из неё было видно гору Синай, на которой Господь дал заповеди пророку Моисею. Почти каждую ночь преподобный Иоанн мог наблюдать за тем, как люди поднимаются по серпантину этой горы на вершину, чтобы на вершине встретить рассвет. Но люди шли естественно ночью с факелами, и вот преподобный Иоанн в этой цепочке огоньков увидел образ того, как человек из духовной тьмы поднимается к своей духовной вершине, чтобы там встретиться с Истинным Солнцем правды – Господом Богом. И есть такая версия, что книгу, которую потом преподобный Иоанн написал, он назвал «Лествица» именно по тому, что видел вот этих людей, восходящих из подножия горы на вершину, и составил такую книгу, назвал её Лествица, т.е. лестница.

Сам он о ней писал, что я соорудил лестницу, которая ведёт от земли на небо, т.е. эта книга стала таким духовным руководством, как человеку возможно спастись. В этой книге он писал о том, что спасение зависит в общем от самоотвержения человека и от его духовных подвигов. Лествица предусматривает отречение от своих грехов, искоренение пороков, страстей и возобновление, восстановление в человеке образа Божия. В этой книге преподобный Иоанн описал свой духовный опыт, и в ней он излагает, как человеку возможно обойти невидимые сети, которые дьявол расставляет на пути каждого человека.

Например, он говорит, что дьявол сначала внушает человеку греховную мысль — помысел. Этот помысел преподобный Иоанн называет прилогом. Этот помысел как бы предлагает человеку совершить какой-то греховный поступок, и если человек начинает размышлять над этим помыслом, то происходит согласие с этим помыслом, т.е. человек не отвергает эту мысль от себя, а начинает размышлять. Это значит, что он её уже принял. Дальше происходит то, что с помощью этой мысли дьявол подавляет волю человека. Человек в конце концов совершает грех, который задумал. Да, потом он кается, сожалеет, но и пожинает плоды, т.е. те итоги, которые наступили из-за этого помысла.

И вот преподобный Иоанн говорит, что всего этого можно не допустить, если быть внимательным к своим приходящим помыслам. Поэтому наверно Церковь в Великий пост и вспоминает преподобного Иоанна и его Лествицу, чтобы напомнить нам о нашей духовной жизни, чтобы мы снова посмотрели на свои духовные ориентиры, посмотрели, куда мы идём, поднимаемся ли мы по лестнице, стараемся ли мы приблизиться к Богу, чтобы оставшееся время поста провести с духовной пользой и для того, чтобы хотя бы на одну ступень приблизиться к Богу. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

32 просмотров

Комментирование запрещено