Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Святая Церковь совершает память, пожалуй, одного из наиболее почитаемых святых на Руси — преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Преподобный Сергий жил, так мягко сказать, в очень непростые времена. Он родился в начале XIV века, а это был период в истории, когда Русь была под игом. Мало того, что власть была у монгольского ига, так ещё и Русь была разобщена на множество княжеств, которые зачастую ещё и между собой враждовали.
И вот преподобный Сергий стал тем человеком, который смог объединить государство и народ, хотя он был простым иноком, простым монахом. Мы не знаем, знал ли он такие слова как «патриотизм» или стремился ли он к любви к родине, но знаем точно, что он родился в таком когда-то знатном боярском роде. Этот род уже так обнищал немного, но тем не менее это был боярский род, но прп. Сергий этим никогда не кичился, а уходит в леса для того, чтобы спасти свою душу, в первую очередь. Уходит вместе с родным братом, однако брат долго не выдержал такой суровой и даже жестокой жизни и оставил Сергия.
Конечно, же преподобный потом уже, когда был монастырь, понимал, что о нем слава распространяется по земле, потому что даже Константинопольский Патриарх присылал ему подарки. Однако же прп. Сергий никогда не прилеплялся сердцем к этому, потому что он всегда старался жить духовной жизнью.
Как мы слышим за Божественной литургией, когда совершается память преподобного, то читается апостольское чтение о том, что такое плод духовный. «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).
Такой случай был в жизни преподобного, когда один человек приехал в монастырь для того, чтобы пообщаться с игуменом Сергием, который уже в то время был игуменом. И спрашивает одного из монахов: «Как мне найти отца Сергия?» Монах ему показывает куда-то в сторону огорода, где стоит какой-то старик в рваной одежде, в заплатках, говорит: «Вот это игумен». Этот человек, который в гости приехал, он, конечно, не поверил, что это действительно игумен монастыря. Однако же в этот момент подъезжает княжеская свита, какой-то княжич выходит из своей кареты, подходит к этому старику в заплатанной одежде и кланяется ему в ноги, тогда этот гость монастыря действительно поверил, что это и есть игумен монастыря.
И такое отношение к вещам, что он был в ветхой одежде и не привязывался к земному, было не просто напоказ, а он действительно не привязывался к этому земному, потому что жил духовной жизнью, потому что стяжал, т.е. скопил, смирение и плоды духовные, о которых читалось в апостольском чтении.
Или был такой случай в его жизни: когда уже был организован монастырь, жили братия, но не было священника. И вот преподобный Сергий с группой монахов едут в Переславль-Залесский к архиерею, чтобы кого-то их них, из монахов, рукоположили в священника, чтобы была возможность чаще совершать литургию. И архиерей говорит Сергию: «Вот ты и будешь священником». Преподобный Сергий стал отказываться, упираться, т.е. тот человек, о котором знала уже наверно вся Русь, и тем не менее он даже и не мыслил, и не мечтал быть священником. Тогда архиерей говорит: «Вот ты стяжал разные добродетели, но послушания в тебе нет». Тогда преподобный Сергий упал ему в ноги, стал просить прощения и сказал: «Как ты благословишь, так и будет». Вот так преподобный принял священный сан, так он проявлял свое смирение.
Конечно, мы не знаем, что было внутри у него, у такого великого святого. Но мы знаем, что дерево познается по плодам, плоды преподобного Сергия были велики. Потому что даже историки заинтересовались тем, что до преподобного Сергия на Руси или не было канонизированных святых, или их было совсем единицы. За сто лет до преподобного Сергия не открылся ни один монастырь, не было в святых прославлено ни одного монаха, а через 100 лет после его жизни было на Руси открыто более ста монастырей и множество новых канонизированных святых, в основном преподобных, т.е. монахов. Потому что у преподобного Сергия святыми становились его ученики и даже ученики его учеников. При этом прп. Сергий в своей жизни никого не убеждал, не учил, нет у него таких трудов богословских, он просто жил, молился и по мере своих сил совершал свою аскезу для своего спасения.
Или вот ещё один такой случай проявления смирения преподобным Сергием. Однажды он услышал у себя в монастыре, как его родной брат, который на то время тоже уже был игуменом монастыря в Москве, сказал одному монаху, что «не Сергий здесь игумен, а я». Тогда преподобный Сергий тихонько собрал свои вещи и ушёл с монастыря. Монахи-братия через какое-то время нашли его и стали умолять вернуться в монастырь и продолжить свое игуменство.
Таким был преподобный Сергий — полное проявление смирения. Это был человек, на плечах которого в большой мере лежит история России, потому что если бы не он, то мы не знаем, как бы эта история разворачивалась бы дальше. И вот он был таким проявлением смирения. Удивительно, что он как бы всё время сторонился и убегал от мирской суеты, от мирской славы, от какой-то политики, но и удивительно, что в то время не было такого человека, который бы имел влияние и на князей и вообще на политику государственную и на монахов, и на мирян, и на архиереев. Т.е. он убегал от всего, но при этом на всё имел большое влияние.
И здесь интересно задуматься о нас, когда мы очень часто лезем, куда нас не просят, но ни на что не влияем при этом. Может быть, это потому что мы не живём такой духовной жизнью, какой жил преподобный Сергий. Потому что мы стремимся к земному и не берем пример с преподобного Сергия, который как раз-таки сторонился всего земного и старался стяжать смирение и плоды духовные, которые и помогли ему стать великим святым. Аминь.
Протодиакон Николай Боговик
6 просмотров