Воскресная проповедь 16.08.20. Об исцелении бесноватого отрока

Сегодня, дорогие братья и сестры, в этот воскресный день читалось Евангелие о том, как Господь со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном сошёл с горы Фаворской – после события, которое мы будем на этой неделе праздновать, Преображения, — и к Нему подошёл человек с просьбой: «Господи, помилуй сына моего». — Пал перед Ним на колени. – «Мой сын беснуется на новолуние, и бес его кидает то в огонь, то в воду, всячески добиваясь, чтобы он погиб. Я просил Твоих учеников — тех, которые остались и не поднялись на гору Фавор, — и они не смогли исцелить его». На что Господь сказал: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?»
Эти слова негодования Господь обращает, конечно, в первую очередь к тем, кто не имеет в Него истинной веры. Этот человек во Христа веры практически не имел, не имел веры в Его учеников, поэтому они его и исцелить не могли. Но как присуще любому грешнику, он как бы своё неверие оправдывал тем, что ученики не смогли изгнать беса. Не сказал, что «я такой грешный, что даже не достоин, чтобы бес вышел из моего сына», а он нашёл виноватых – учеников Христовых. Так обычно делает любой грешник, который ещё очень далёк от Бога: в каких-то жизненных ситуациях он ищет виноватых — тех, которые ему не нравятся, и винит всех и вся. И порой винит даже Самого Бога, говоря: «А почему Господь так допустил, что так случилось?» А Господь, видите, называет таких родом неверным, потому что нет в них веры, но Господь тем не менее исцелил его сына от этого беса, изгнав его.
Бесноватых обычно называют лунатиками. Говорят: на полнолуние они так себя ведут. Конечно, дело совсем не в луне. Бес хитрый. Он почему в такие моменты человека искушает? Чтобы люди не знали истинной причины, чтобы они думали, что луна на них действует. Так же как верят в расположение звёзд многие, к сожалению, не имея истинной веры. Говорят: «вот звёзды на мою жизнь влияют», а на самом деле, конечно, бесы специально так делают, чтобы люди вместо истинной веры в Бога и знания того, что есть дьявол и бесы, они верили вот в эти все природные явления, которые якобы на них влияют: счастливые или несчастливые дни, всяческие приметы. А на самом деле источник всех этих заблуждений — дьявол и бесы.
И Господь всё же по любви к падшим людям исцеляет их, хотя и называет такими маловерными и говорит: «Сколько же я буду с вами и сколько буду терпеть вас». Эти слова тоже ко всем нам относятся. Мы знаем, что Церковь употребляет часто в молитвах в обращении к Богу слова «долготерпеливый и многомилостивый». Действительно, Господь очень-очень долготерпелив, но русские люди, верующие в Бога, заметили одну закономерность и составили такую пословицу: «Бог долго терпит, но больно бьёт». Да, Господь может очень долго терпеть, но конец может быть очень ужасный у человека. Если человек не хочет волею жить по Божьи – соблюдать посты, ходить в храм, делать добрые дела, бороться со своим эгоизмом, грубостью, злобой, — если человек не хочет этого делать волею, то его постигают страшные болезни, недуги, несчастья, как мы их называем. И порой человек на больничной койке, уже при смерти, начинает каяться во своих грехах. Или в тюремной камере, когда уже начинает понимать смысл жизни. До этого он никого не слушал, а тут понял, что оказывается есть высший Судия, Творец неба и земли, который терпит-терпит-терпит, но чтобы спасти человека, порой попускает этому человеку впасть в руки падших духов — бесов, которые ему наносят всякие болезни, скорби и прочее, прочее. Или вразумляет через людей, или через обстоятельства какие-то, но причина этому только одна – наш грех, наше неверие Богу и в Бога. И это касается не только людей вне Церкви, но и людей, которые и в Церкви. Да, мы порой тоже так себя ведём, и мы за собой это замечаем и стараемся в этом приносить покаяние.
Когда ученики остались наедине с Господом, они у Него спрашивают: «Господи, а почему мы не могли изгнать беса?» Они испугались, ведь Господь им дал такую власть – изгонять бесов. А что делает Господь? Он им говорит то же самое, как сказал тому неверующему человеку, Он сказал: «За неверствие ваше». Да, нельзя сказать, что ученики во Христа не верили. Но вера их была далеко не совершенна. Но чтобы вера была совершенна, Господь говорит: «Сей род бесовский изгоняется молитвой и постом». Т.е. молитва и пост – это два крыла духовной жизни человека.
Если человек не хочет быть одержимым нечистым духом, надо прибегать к этим великим Божиим дарам. Пост – это не как мы понимаем часто: не есть рыбы, мяса, молока. Пост – это всестороннее воздержание, в пище в том числе. Всестороннее. Представляете, когда город в осаде, на него нападают неприятели, и он обнесен какой-то стеной, как древние города-крепости. И вот с одной стороны у него стена есть, а с другой – нет. Враг всё равно попадёт в город. И если мы постимся только в пище, а остальное оставляем, т.е. воздержания у нас в остальном нет, то враг в нашу душу, в нашу жизнь всё равно войдёт. Это очень важно, именно воздержание во всём: в словах, в мыслях, в чувствах, иначе пост будет несовершенный.
И сейчас до праздника Успения Божией Матери у нас ещё есть почти две недели, и дай Бог, чтобы этот пост мы именно вот так провели, во всестороннем воздержании, а не только в пище. Пост, который сводится только к воздержанию в пище, называется диетой. Но это совсем не пост. Это диета, которую врачи часто приписывают людям, у которых есть какие-то заболевания телесные. Но ещё, если врач мудрый, он говорит: не надо раздражаться, не надо злиться, потому что это тоже влияет на наше здоровье. Поэтому будем помнить слова Господа, что род этот – все наши страсти, пороки, грехи, которые мешают нам жить, мешают нам любить Бога и ближних, — они исцеляются, конечно, Богом, но через средства к этому – молитву и пост. Поэтому у нас, если мы откроем церковный календарь, больше половины дней в году – это пост. И не для того, чтобы нас помучить, а для того, чтобы нас исцелить.
Например, наступает пост, а человек имеет такую пагубную привычку – курит. А ты за пост брось курить. Или ещё какие-то у кого привычки есть. Брось, оставь эту страсть, тогда это будет действительно пост. Плюс ещё и воздержание в пище. Одно другому не помешает, а наоборот, помогает. Видите, Господь даже ученикам сказал: «За неверствие ваше. Если будете иметь веру с горчичное зерно». Кто-нибудь горчицу сажал? Очень маленькие зёрна. Господь не даром привёл этот пример, что это зерно горчичное самое маленькое на земле. «Но если вырастет, дерево бывает огромное». Это такой язык иносказательный, как притчу Он сказал. Ведь веру порой в человеке просто так не увидишь. Пока человек рот не раскроет, вроде бы за умного сойдёт. Вот так и вера: её вроде бы и не видно, но если она в человеке растёт, умножается, если человек живёт, соблюдая посты, молится, прибегает к Богу за помощью и с собой борется, со своими недостатками с Божией помощью, то постепенно эта незаметная для других, маленькая эта вера, она в человеке возрастает. И человек превращается, например, в Серафима Саровского или Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского. Что эти люди, думаете, родились святыми? Нет — каждодневный подвиг, каждодневный труд. И это доступно каждому из нас.
И нет оправданий, когда человек говорит: а я не могу, а у меня не получается. Верующему всё возможно. Просто ты не хочешь, ты жутко самовлюбленный человек, ты хочешь жить со своими пороками и грехами, тебе с ними приятнее, уже привык, а отказаться трудно, тяжело. Но если ты будешь отказываться от них и будешь бороться, ты потом поймёшь, какие оковы ты носил в своей жизни, как тебе это мешало жить с Богом.
Как можно молиться Богу, если человек имеет в душе, в сердце, уме к кому-то ненависть? Невозможно. В молитве «Отче наш» мы читаем: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем». Что толку молиться Богу этой молитвой, если ты не хочешь прощать другим? Как Господь тебя простит? Поэтому, чтобы молитва была совершенной, к этому тоже надо стремиться, учиться, учиться, себя так настраивать, чтобы ни к кому не иметь ненависти, вражды.
А у нас сейчас до такого доходит, что даже бывшие священнослужители, находящиеся под запретом, людей проклинают. Может понимаете, о ком речь: есть такой на Урале. Бог ему судья, мы его не судим. Но как может священнослужитель проклинать? Господь говорит: не проклинайте, а благословляйте. Благословляйте — от слова благо. Желайте добра всем, спасения, мира. А если у нас наоборот? Как мы можем Богу молиться? Бог, который Бог мира, Бог любви – Он не будет слышать.
Вот этот пост более строгий, как Великий, но длится всего две недельки. Дай Бог всем вам Божией помощи, Божьего благословения, чтобы его провести на пользу. С Праздником.
Протоиерей Андрей Поляков

41 просмотров

Комментирование запрещено