Сегодня, дорогие братья сестры, мы слышали, когда нам читался отрывок из Ветхого завета, описание последующих событий после того, как Каин убил своего брата Авеля. Для их родителей, Адама и Евы, это было первое убийство на земле. Для них это стало еще одним напоминанием того страшного греха, который они совершили. Как сначала казалось им, их непослушание Богу и вкушение запретного плода само по себе было действием не таким уж страшным. Но изгнание из рая, а теперь уже и смерть родного сына от руки их же сына, брата его, — для них это стало причиной полного покаяния.
Библия нам дальше рассказывает, как стал дальше жить Каин. Он взял себе жену, у него родились дети, и вот он стал строить город и назвал его именем своего сына (Енох). Мы видим, что само понятие города — от слова «ограждаться» — тоже следствие греха. В старые добрые времена, в деревнях и в городе никто не запирал двери, т.к. люди доверяли и верили друг другу.
Вот мы видим, что Каин, который стал убийцей, стал бояться, что его тоже убьют. И стал он ограждаться. А его потомок Ламех взял уже две жены (мы видим, как и в этом пошло зло в людях), и в его семье родились дети. Один – Иувал – стал родоначальником музыки (развлечений) – «он был отец всех играющих на гуслях и свирели». А другой был основоположником «всех орудий из меди и железа», для защиты и чтобы бороться с кем-то ( опять видим, как грех стал в людях жить). И потом у Адама и Евы родился сын, они назвали его Сиф. И как говорит Библия, стали люди призывать имя Господне. Видите, как долго (хотя в Библии об этом написано кратко, но видно по родам) жили поколения первых людей, и Бога забыли. А что такое «стали призывать имя Божие» по-нашему? Молиться стали Богу Истинному. Имя Господне стали призывать, и именно в роду у сына Адама и Евы — Сифа. Библия рассказывает, что люди стали делиться на сынов Божиих и сынов человеческих, по их устремлениям. В роду Сифа люди стали стремиться к Богу. А сыны человеческие жили на земле, развлекаясь, строя города, занимаясь потребным для жизни земной. Это не значит, что в роду Сифа люди этим не занимались вообще. Но главным в их жизни было стремление к Богу. Они вспомнили, почему и для чего они живут на земле.
Сегодня нам Библия напоминает, чтобы и мы помнили, для чего и почему мы живем на земле, в этом месте изгнания, где мы проходим своего рода епитимию, покаянную жизнь. Чтобы вновь, после того как наши прародители Адам и Ева отверглись от Бога, мы к Богу вернулись. Само слово «религия» переводится как «возвращение, союз с Богом». Т.е. возвратиться и соединиться с Богом. Вот поэтому и сейчас во время поста это важно нам понять. Что пост как раз нам и дан, чтобы мы еще раз трезво посмотрели и оценили свои поступки, пожелания, стремления и увидели, на кого мы похожи – на людей, которые стремятся к Богу или на людей, которые стремятся только к земному. Это очень важно в себе понять – чем мы живем. К чему прилежит наше сердце. И если мы видим, что не совсем мы принадлежим Богу, то в этом надо приносить покаяние и просить у Бога его помощи. Как спрашивали Христа апостолы: «Кто же может спастись?». А Он им отвечал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Т.е. человекам спасти себя самим невозможно. Только в сказке барон Мюнхгаузен вытащил самого себя из болота, да еще вместе с лошадью. Так человек сделать не может. Ему, если он погибает, тонет, куда-то падает, нужно за кого-то ухватиться, нужен спаситель, который его спасет.
И вот пост обнажает в нас все наши страсти, пороки. Но чтобы их увидеть, для этого надо молиться, а не только соблюдать, как говорят, «диету». Нужно усилить молитву, усилить хождение в храм Божий, чтобы свет Божий освятил наши внутренние душу, сердце и ум, и мы увидели свое падение, свою погибель. Но не ужаснулись от этого. Потому что это свойственно людям неверующим – отчаиваться. Люди неверующие впадают в отчаяние, и даже, к сожалению, жизнь заканчивают самоубийством. Бывают такие случаи. А тем более в наше время, когда мы видим, что всё, что сейчас происходит, все средства массовой информации, вся информация, которую человек получает, — всё нацелено на сиюминутные земные проблемы. И человек в этом запутывается, он не видит выхода. А если человек еще молодой, незрелый, ему не хочется жить, потому что он не видит впереди себя никакой цели, он видит вокруг ложь, обман, предательство, и у него возникает состояние уныния и отчаяния – а зачем тогда жить?
А вот церковь нам говорит, что последнее слово всегда за Богом. И, в конечном счете, побеждает добро. Хотя внешне порой может показаться, что зло как бы торжествует. Но если мы посмотрим на историю, начиная с Рождества Христова, да и во всем Ветхом Завете всегда торжествовала правда Божия, т.е. добро.
И в России мы видели, сколько было горестей, трудностей, а все равно Христос побеждает, любовь Божия побеждает, не смотря ни на что. И сейчас мы вспоминаем 100-летие переворота, происшедшего в 1917 году, когда власть захватили люди, абсолютно ненавидящие русский народ, и не только русский, а вообще всю Россию. Результат был жуткий: сколько убийств, сколько пролитой крови, сколько поруганных святынь, порушенных храмов. Это всегда надо помнить. Может это уже и избитая тема, но нельзя этого забывать.
Сейчас мы видим великую милость Божию, когда храмы строятся и восстанавливаются, не смотря на все внешние трудности. Ведь эти храмы не с неба нам падают, это делают люди. Значит, им это надо, значит, они этого хотят. И мы видим, как и Господь помогает. Храм сам по себе не нужен, если он пустой. Это место для молитвы, место для людей, которые приходят ко Христу и соединяются с Ним в Причастии Тела и Крови; для людей, которые каются в грехах, т.е. для тех, которые стремятся к жизни вечной.
И вот поэтому надо осторожно, но подсказывать об этом окружающим нас людям. Особенно, если человек начинает жаловаться, можно ему сказать – а знаешь, почему ты жалуешься? Потому что ты живешь без Бога. Кто живет без Бога, тот всегда жалуется, ему все не так, у него всегда кто-то в чем-то виноват, только не он. Потому что без Бога. Он не чувствует любви Божией (либо от маловерия, либо еще от каких-то причин). Но мы должны подсказывать, говорить: «Обратись к Богу».
Как вы думаете, почему в Ветхом завете стали люди призывать имя Божие? Они видели, что жизнь мрачная, отрады никакой нет, одни грехи, брат брата убивает. Например, Ламех, родственник Каина, он вообще говорит: мне один язвы нанес, а я его убил за это. Другой меня тоже обидел, а я его за это убил. Он так даже своим женам хвалится. Почему Господь в Ветхом завете Моисею дал заповедь «око за око, зуб за зуб»? Да чтобы не поступали как Ламех. Ему, например, иголкой в руку кольнули, а он за это убил. Т.е. чтобы не мстили больше того, что тебе нанесли. Око за око, зуб за зуб – было не повелением мстить, а ограничением зла. Господь так начал ограничивать. Сделай столько же, сколько тебе, НО не больше. А Христос уже выше поднял планку, сказав, что надо прощать. Если у нас будет сила Божия, то мы сможешь это сделать.
Одна раба Божия стала читать Евангелие. Прочитав место, где Господь говорит нагорную проповедь, и дальше о том, что нельзя судить, нужно прощать тех, кто обижает нас, — она говорит: «так невозможно жить». Конечно, невозможно без Бога. А с Богом – возможно, потому что силой Божией можно победить всё, все грехи! А для этого должна быть вера, ну и с нашей стороны какой-то подвиг.
И хочется еще раз вас предостеречь от такой распространённой ошибки, чтобы пост опять свести только к пище. Получится не пост, а диета. Пост – это когда мы удаляемся от всякого зла и внешне, и внутренне, вот что такое пост. А воздержание в пище – это основание поста, потому что проясняется разум, облегчается тело (из-за невкушения скоромной пищи), в человеке просыпаются духовные силы. Телесные угасают, а духовные более укрепляются. Это только средство. А главная цель – удаляться от всякого зла. Каждый может увидеть, насколько распространено в нас зло – и в словах, и в делах, и в мыслях. Ведь мы не только делаем зло делами, мы можем помыслить плохо о людях, и это уже грех, потому что Господь видит всё. Богу важно, что у нас внутри. Внешне мы можем быть воспитанными (и это не плохо), вести себя культурно, улыбаться. Но когда ты человеку улыбаешься, а в душе его ненавидишь – это перед Богом называется лицемерие. Это тоже наши недостатки, за которыми нужно следить и каяться. Помоги нам в этом Господь, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Протоиерей Андрей Поляков
52 просмотров