Проповедь 08.03.2017 на литургии Преждеосвященных Даров

Сегодня, дорогие братья сестры, мы слышали, когда нам читался отрывок из Ветхого завета, описание последующих событий после того, как Каин убил своего брата Авеля. Для их родителей, Адама и Евы, это было первое убийство на земле. Для них это стало еще одним напоминанием того страшного греха, который они совершили. Как сначала казалось им, их непослушание Богу и вкушение запретного плода само по себе было действием не таким уж страшным. Но изгнание из рая, а теперь уже и смерть родного сына от руки их же сына, брата его, — для них это стало причиной полного покаяния.

Библия нам дальше рассказывает, как стал дальше жить Каин. Он взял себе жену, у него родились дети, и вот он стал строить город и назвал его именем своего сына (Енох). Мы видим, что само понятие города — от слова «ограждаться» — тоже следствие греха. В старые добрые времена, в деревнях и в городе никто не запирал двери, т.к. люди доверяли и верили друг другу.

Вот мы видим, что Каин, который стал убийцей, стал бояться, что его тоже убьют. И стал он ограждаться. А его потомок Ламех взял уже две жены (мы видим, как и в этом пошло зло в людях), и в его семье родились дети. Один – Иувал – стал родоначальником музыки (развлечений) – «он был отец всех играющих на гуслях и свирели». А другой был основоположником «всех орудий из меди и железа», для защиты и чтобы бороться с кем-то ( опять видим, как грех стал в людях жить). И потом у Адама и Евы родился сын, они назвали его Сиф. И как говорит Библия, стали люди призывать имя Господне. Видите, как долго (хотя в Библии об этом написано кратко, но видно по родам) жили поколения первых людей, и Бога забыли. А что такое «стали призывать имя Божие» по-нашему? Молиться стали Богу Истинному. Имя Господне стали призывать, и именно в роду у сына Адама и Евы — Сифа. Библия рассказывает, что люди стали делиться на сынов Божиих и сынов человеческих, по их устремлениям. В роду Сифа люди стали стремиться к Богу. А сыны человеческие жили на земле, развлекаясь, строя города, занимаясь потребным для жизни земной. Это не значит, что в роду Сифа люди этим не занимались вообще. Но главным в их жизни было стремление к Богу. Они вспомнили, почему и для чего они живут на земле.

Сегодня нам Библия напоминает, чтобы и мы помнили, для чего и почему мы живем на земле, в этом месте изгнания, где мы проходим своего рода епитимию, покаянную жизнь. Чтобы вновь, после того как наши прародители Адам и Ева отверглись от Бога, мы к Богу вернулись. Само слово «религия» переводится как «возвращение, союз с Богом». Т.е. возвратиться и соединиться с Богом. Вот поэтому и сейчас во время поста это важно нам понять. Что пост как раз нам и дан, чтобы мы еще раз трезво посмотрели и оценили свои поступки, пожелания, стремления и увидели, на кого мы похожи – на людей, которые стремятся к Богу или на людей, которые стремятся только к земному. Это очень важно в себе понять – чем мы живем. К чему прилежит наше сердце. И если мы видим, что не совсем мы принадлежим Богу, то в этом надо приносить покаяние и просить у Бога его помощи. Как спрашивали Христа апостолы: «Кто же может спастись?». А Он им отвечал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Т.е. человекам спасти себя самим невозможно. Только в сказке барон Мюнхгаузен вытащил самого себя из болота, да еще вместе с лошадью. Так человек сделать не может. Ему, если он погибает, тонет, куда-то падает, нужно за кого-то ухватиться, нужен спаситель, который его спасет.

И вот пост обнажает в нас все наши страсти, пороки. Но чтобы их увидеть, для этого надо молиться, а не только соблюдать, как говорят, «диету». Нужно усилить молитву, усилить хождение в храм Божий, чтобы свет Божий освятил наши внутренние душу, сердце и ум, и мы увидели свое падение, свою погибель. Но не ужаснулись от этого. Потому что это свойственно людям неверующим – отчаиваться. Люди неверующие впадают в отчаяние, и даже, к сожалению, жизнь заканчивают самоубийством. Бывают такие случаи. А тем более в наше время, когда мы видим, что всё, что сейчас происходит, все средства массовой информации, вся информация, которую человек получает, — всё нацелено на сиюминутные земные проблемы. И человек в этом запутывается, он не видит выхода. А если человек еще молодой, незрелый, ему не хочется жить, потому что он не видит впереди себя никакой цели, он видит вокруг ложь, обман, предательство, и у него возникает состояние уныния и отчаяния – а зачем тогда жить?

А вот церковь нам говорит, что последнее слово всегда за Богом. И, в конечном счете, побеждает добро. Хотя внешне порой может показаться, что зло как бы торжествует. Но если мы посмотрим на историю, начиная с Рождества Христова, да и во всем Ветхом Завете всегда торжествовала правда Божия, т.е. добро.

И в России мы видели, сколько было горестей, трудностей, а все равно Христос побеждает, любовь Божия побеждает, не смотря ни на что. И сейчас мы вспоминаем 100-летие переворота, происшедшего в 1917 году, когда власть захватили люди, абсолютно ненавидящие русский народ, и не только русский, а вообще всю Россию. Результат был жуткий: сколько убийств, сколько пролитой крови, сколько поруганных святынь, порушенных храмов. Это всегда надо помнить. Может это уже и избитая тема, но нельзя этого забывать.

Сейчас мы видим великую милость Божию, когда храмы строятся и восстанавливаются, не смотря на все внешние трудности. Ведь эти храмы не с неба нам падают, это делают люди. Значит, им это надо, значит, они этого хотят. И мы видим, как и Господь помогает. Храм сам по себе не нужен, если он пустой. Это место для молитвы, место для людей, которые приходят ко Христу и соединяются с Ним в Причастии Тела и Крови; для людей, которые каются в грехах, т.е. для тех, которые стремятся к жизни вечной.

И вот поэтому надо осторожно, но подсказывать об этом окружающим нас людям. Особенно, если человек начинает жаловаться, можно ему сказать – а знаешь, почему ты жалуешься? Потому что ты живешь без Бога. Кто живет без Бога, тот всегда жалуется, ему все не так, у него всегда кто-то в чем-то виноват, только не он. Потому что без Бога. Он не чувствует любви Божией (либо от маловерия, либо еще от каких-то причин). Но мы должны подсказывать, говорить: «Обратись к Богу».

Как вы думаете, почему в Ветхом завете стали люди призывать имя Божие? Они видели, что жизнь мрачная, отрады никакой нет, одни грехи, брат брата убивает. Например, Ламех, родственник Каина, он вообще говорит: мне один язвы нанес, а я его убил за это. Другой меня тоже обидел, а я его за это убил. Он так даже своим женам хвалится. Почему Господь в Ветхом завете Моисею дал заповедь «око за око, зуб за зуб»? Да чтобы не поступали как Ламех. Ему, например, иголкой в руку кольнули, а он за это убил. Т.е. чтобы не мстили больше того, что тебе нанесли. Око за око, зуб за зуб – было не повелением мстить, а ограничением зла. Господь так начал ограничивать. Сделай столько же, сколько тебе, НО не больше. А Христос уже выше поднял планку, сказав, что надо прощать. Если у нас будет сила Божия, то мы сможешь это сделать.

Одна раба Божия стала читать Евангелие. Прочитав место, где Господь говорит нагорную проповедь, и дальше о том, что нельзя судить, нужно прощать тех, кто обижает нас, — она говорит: «так невозможно жить». Конечно, невозможно без Бога. А с Богом – возможно, потому что силой Божией можно победить всё, все грехи! А для этого должна быть вера, ну и с нашей стороны какой-то подвиг.

И хочется еще раз вас предостеречь от такой распространённой ошибки, чтобы пост опять свести только к пище. Получится не пост, а диета. Пост – это когда мы удаляемся от всякого зла и внешне, и внутренне, вот что такое пост. А воздержание в пище – это основание поста, потому что проясняется разум, облегчается тело (из-за невкушения скоромной пищи), в человеке просыпаются духовные силы. Телесные угасают, а духовные более укрепляются. Это только средство. А главная цель – удаляться от всякого зла. Каждый может увидеть, насколько распространено в нас зло – и в словах, и в делах, и в мыслях. Ведь мы не только делаем зло делами, мы можем помыслить плохо о людях, и это уже грех, потому что Господь видит всё. Богу важно, что у нас внутри. Внешне мы можем быть воспитанными (и это не плохо), вести себя культурно, улыбаться. Но когда ты человеку улыбаешься, а в душе его ненавидишь – это перед Богом называется лицемерие. Это тоже наши недостатки, за которыми нужно следить и каяться. Помоги нам в этом Господь, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

Протоиерей Андрей Поляков

52 просмотров

Комментирование запрещено