Проповедь на ночной Новогодней литургии 01.01.2018

Благодарим вас, братья и сестры, за молитву в этот первый день Нового года, когда Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Он жил в конце III-го века в Риме, был рабом одной богатой женщины Аглаиды и состоял с ней в греховной связи. Они были христиане, но вот так грешили. И услышали, что если дома иметь мощи святых, то этот дом будет привлекать милость Божию. Тогда Аглаида говорит Вонифатию, чтобы он поехал в восточные провинции, где как раз в те годы много христиан мучили за веру. И он отправился в дальнюю дорогу, но перед этим пошутил, сказав: «А что, если вместо мощей святых меня привезут замученного как христианина?» В последствии так и случилось: когда он увидел в городе, как мучают христиан, его сердце не выдержало, и он стал у них целовать ноги и очень сопереживал их страданиям. Когда мучители спросили у него, кто он такой, тот ответил, что тоже христианин. И был замучен. Его тело слуги привезли Аглаиде. Впоследствии она ушла в монастырь и тоже жизнь закончила праведно, несмотря на грехи, которые у нее были.

И наверно неслучайно, как в жизни не бывает ничего случайного, Господь дал именно русским людям то, что мы празднуем Новый год в день памяти этого святого. Потому что как раз в эту ночь люди совершают очень много грехов. Это связано с выпивкой и со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. А этому святому как раз молятся при недуге пьянства и вообще от всякой распутной и греховной жизни.

Что касается самого Нового года, все мы знаем эти штампы и избитые фразы: «С Новым годом», «С новым счастьем», «Пусть новый год принесет…». Но Новый год ничего не принесет, если мы сами ничего не будем делать. И счастья нового у нас не будет, если мы не будем обновляться покаянием. Ведь обновление человеческого существа как раз и происходит через покаяние: если мы будем каяться, если мы будем изменяться, отказываться от каких-то греховных навыков, от своих дурных привычек, черт характера. Как один старец сказал: «Характер – это наши недостатки». И вот если мы будем стараться, тогда и будет для нас год действительно новый и с благословением Божиим.

И уже, слава Богу, что мы этот год встречаем в храме, — это тоже милость Божия к нам. Господь говорит: «Много званых, мало избраных». Вы сегодня попали в число избранных, которые сами захотели встретить Новый год в молитве за Божественной литургией. И это конечно уже задел на следующий год, так как что посеет человек, то и пожнет. И если начинает любое дело с благословением, то с благословением Божиим и делает. А если по-другому, то и получается по-другому.

Всех вас хочется поздравить с этим гражданским Новым годом. У нас в России за всю истории его праздновали и в сентябре, и в марте – и весной и осенью, но Петр Первый взял образец с Германии праздновать его 1-го января. И ёлка, которой мы украшаем свои жилища, вечно зеленое дерево – это образ вечной жизни, потому что она зимой и летом всегда жива. Это пришло из Германии, но не такой как сейчас, а еще христианской. И ее всегда ставили на Рождество, но в советские годы все это перевернули. Тем не менее очень важно, что в нашу жизнь христианскую входит такая традиция, что мы Новый год встречаем в храме.

В Москве во многих храмах так происходит, и уже и в Пензе это не какой-то нонсенс. Сначала это было как-то странно, но сейчас это входит в хорошую традицию.

И надо сказать, что первые христиане всегда молились ночами. Моя личная мечта, чтобы каждое воскресенье мы служили ночью. Потому что ночью совсем другая молитва. Может к этому и придем. Человек современный может просидеть у компьютера или телевизора до 2-3 часов ночи. Потом ложится спать, ему с утра на работу, и он идет. Может, лучше чем так время тратить, прийти помолиться в храм? То есть время потратишь то же самое, а результат совсем другой. Дай Бог, чтобы эта традиция входила в нашу жизнь. И порой так удивляют святые – они днем работали, а ночью молились. Когда же они спали, когда отдыхали? А они отдыхали в молитве. Для них молитва была отдыхом. Видите, как мы, современные люди, далеко отстоим от них. Но это не значит, что мы хуже или лучше. Потому что было такое видение Антонию Великому — он видел, как его ученики летели как бы на крыльях через пропасть, а ученики его учеников летели с трудом, а их ученики уже еле-еле спускались и поднимались, и не могли лететь, а уж их ученики вообще не могли перебраться через пропасть. И он говорит: «Господи, как же так, неужели такой упадок будет?» А ему было от Бога такое вразумление, что он рассудил неправильно. Как раз те последние, которые пусть и падают, но стремятся перейти эту пропасть, будут еще выше, чем его ученики. Представьте, что у каждого из нас есть святой учитель – конечно, мы бы его слушались и знали, что делать. А сейчас такого нет. У нас есть святые, которых мы не видим. У нас есть образы и поучения, например, Серафима Саровского. А вот так, чтобы лично пообщаться — мы этого лишены. Но тем не менее Господь все наши движения совсем по-другому уже расценивает, они имеют другую ценность. Поэтому всем вам благодарность за то, что столь поздний час посвятили молитве в храме, евхаристическому общению, ведь здесь нас всех собрал Господь наш Иисус Христос.

И дай Бог, чтобы Господь в грядущем году нас не оставлял, и мы совершенствовались, двигались к Богу. Храни вас всех Господь!

 

Протоиерей Андрей Поляков

34 просмотров

Комментирование запрещено