Проповедь на всенощном бдении 22.12.18. О посте

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с наступающим праздничным воскресным днём. И давайте немного сегодня поразмышляем о том, что сейчас идёт Рождественский пост и о том, что такое вообще пост. Вспомним, когда был пост установлен? Еще до грехопадения людей Бог в раю дал людям заповедь о посте. Она выражалась в том, что можно было есть все произрастающие в раю плоды, кроме плодов от дерева добра и зла. И если бы люди этот пост соблюли, то развитие человеческой истории наверно бы пошло по другому, а не так, как оно пошло после грехопадения. И вообще первые упоминания в христианской Церкви о посте являются очень древними. Посты были и в Ветхом Завете: перед  любым каким-то иудейским праздником человек приносил Богу жертвы, он, как тогда называлось, проходил обряд очищения — тоже соблюдал пост. Но в Ветхом Завете акцент более делался на внешнем посте. Внешний пост – это не есть определенную пищу, не вступать в супружеские отношения для состоящих в браке, помыть своё тело, т.е. быть чистым только внешне. Но как говорят святые отцы, Ветхий Завет и Новый Завет – это как небо и земля,  т.е. Новый Завет – это небо, а Ветхий – это земля. В Новом Завете уже высота другая. Господь от нас хочет не просто поста внешнего, который тоже необходим, конечно, но Он хочет, чтобы с ним был совмещён ещё и пост внутренний, т.е. чтобы внутренний наш человек тоже постился. А как он может поститься? Воздерживаться от всякого зла: злобы, раздражительности, гордости, тщеславия, зависти. И это к пище никак не относится. Это уже грехи внутреннего человека, душевные, страстные такие движения. И если мы этот пост не будем соблюдать, то внешний пост нам не только не принесёт пользу, он нам принесёт огромный вред, потому что через это мы будем только гордиться, что мы внешне всё исполняем.

Это можно было видеть и на фарисеях в Ветхом Завете, которые всё соблюдали внешне, но при этом были гордые, считали себя лучше других, что они всё исполняют, а других людей считали намного себя ниже. Это видно из слов Евангелия, когда они говорили, что «этот народ невежда», т.е. фарисеи были начальниками иудейскими, а народ считали невеждами, что «они прокляты», потому что не знают никаких законов.  Может, они были в чём-то и правы, но они говорили это не от жалости к народу, а возвышались сами. Они это говорили как знающие истину, и Господь их обличал. Когда Он исцелил слепого, фарисеи слепого очень допытывали о том, как тот прозрел. Тот ответил,  что его исцелил Христос. Фарисеи при этом называли Его грешником, а слепой говорит: «грешный не мог бы слепому даровать зрение, а Он даровал. Бог грешников не слушает». Фарисеи не любили Христа, потому что Он был не из знатного рода, сын плотника, жил как обычный человек, до 30 лет зарабатывая себе на хлеб этой профессией плотника, которой Его обучил Иосиф. И вдруг за Ним пошли люди, и Он стал такие совершать чудеса, и это вызвало у фарисеев зависть и злобу. Но и у нас, к сожалению, такое бывает. Поэтому без внутреннего поста мы превратимся в фарисеев, которые, как сейчас говорят, «вычитывают» утренние и вечерние молитвы — не молятся, а вычитывают, и делают всё чисто внешне.

Так что если не будем следить за своим внутренним состоянием, то мы будем очень похожи на фарисеев, осуждающих и критикующих всех вокруг, сами же находясь в ещё большей погибели. Как сказал им Христос: «Если бы вы не видели, то на вас греха было бы меньше. А поскольку вы видите, то грех ваш остаётся на вас». О чем здесь говорит Господь? Они видели не свои грехи, а чужие. Если бы они свои видели грехи, они бы других не осуждали. Вот так и у нас. Великим постом мы просим у Бога: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». И эту молитву надо помнить любым постом, да и вообще всегда. И преподобный Серафим Саровский говорил: «Почему мы осуждаем других людей? Потому что не видим своих грехов, не видим себя». Как можно осудить другого, если сам видишь, что ты гибнешь. А ты вдруг начал видеть другого, что он гибнет и плох. Когда мы подходим к Причастию, мы говорим слова: «как разбойника мя прими» и «пришедый Господь в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз». Это слова апостола Павла. Павел переводится как «маленький, меньший». Он себя так назвал, потому что он считал себя меньшим из всех апостолов, а Церковь его прославляет как первоверховного апостола. И говорит: «меня как некоего изверга Господь взял и сделал тем, что я есть. Это не я, а благодать Божия во мне». Т.е. он себе ничего не приписывал. И он был такого устроения душевного, что он видел свои грехи, он говорит, что «я есть первый грешник». При этом сколько он чудес сотворил, сколько через него Господь просветил язычников.

Поэтому в этом смысле, если мы не будем мясо есть, то это нам мало поможет. Мы так будем только городиться. И видите, казалось бы, такое средство замечательное как пост может нам не на пользу быть, а во вред. Это называется «меч обоюдоострый». Т.е им можно и порезать что-то, а можно и самому порезаться. Осталось меньше половины поста, поэтому надо обратить внимание, а нет ли во мне такого состояния, что я в пище стараюсь пост соблюдать, но и осуждаю других, и считаю себя лучше других, потихонечку возвышаясь. Это не правильно. Нужно на себя смотреть, тогда не будем других осуждать. Вот в этом также заключается тайный пост – научиться видеть себя, а увидим себя — познаем тогда и Бога. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

23 просмотров

Комментирование запрещено