Проповедь на всенощном бдении 25.01.20. Объяснение богослужения вечерни

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днём. Часто, придя в храм, мы не понимаем смысл богослужений, которые в нём совершаются. Вот, например, сегодняшнее богослужение называется всенощное бдение, потому что христиане первых веков молились всю ночь до утра, а утром они причащались Святых Христовых Тайн за Божественной литургией. А та служба, которая у нас сейчас, видите, она разделяется — на вечернюю и утреннюю, и литургия будет служиться завтра утром. Вместе сейчас эти службы служатся только или в монастырях, или иногда где-то на приходах. К сожалению, мы сейчас такие слабые, что для нашего большего удобства они разделены, потому что нам тяжело молиться всю ночь.

Давайте хотя бы кратко разберём смысл вечерни. Вечерня — это начало всенощного бдения, которая длится до утрени, т.е. до того, как в храме потушат всё освещение и начнут читать Шестопсалмие. Великая вечерня – это образ Ветхого Завета, т.е. жизни людей от сотворения мира Богом. Вначале священник кадит алтарь и возглашает: «Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице!», — и совершается каждение всего храма. Это образ сотворения Богом мира. Царские врата открыты. Бог творит людей. Они ещё не совершили своего грехопадения, живут с Богом и сочетаются с Ним. Потом, когда врата закрываются, это символизирует, что уже люди совершили грех, поэтому мы начинаем молиться Богу о прощении грехов. Здесь выходит либо диакон, либо священник молиться в алтаре, и уже мы молимся о прощении грехов и о разных других наших нуждах, которые возникли вследствие нашего грехопадения и наших грехов.

Но Господь ведь после грехопадения людям дал надежду, сказал, что придёт Сын Божий в мир, Который через Жену сотрёт главу змия, т.е. диавола, который прельстил людей. Через Жену — т.е. имея ввиду Деву Богородицу. И когда совершается прошение Господу на «Господи воззвах», то стихиры тоже имеют такой покаянный характер, ну и соответственно праздничные поются стихиры, которые соответствуют празднику. А в конце поётся догматик, так называемый. В нём говорится о воплощении Сына Божия от Божией Матери. В это время открываются врата, т.е. уже появилась надежда на спасение. Выходит священник с диаконом, и диакон возглашает: «Премудрость, про́сти». Это значит — стой прямо и внимательно: «Вонмем. Премудрость, про́сти».

И потом поётся так называемый «Свете тихий». Мы знаем, что Господь пришёл в этот мир тихо, без торжества особого, мы только недавно праздновали Его Рождество. Он родился в убогой пещере, и пришёл как раб, приняв на себя образ раба, чтобы людей призвать к покаянию. И был распят за грехи. Вот в этом «Свете тихий» кроется этот смысл.

После прокимна дальше идут просительные ектеньи, поются ещё стихиры, которые тоже соответствуют дню и празднику. А потом поётся знаменитая фраза, произнесенная Симеоном Богоприимцем, который сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» Это уже конец Ветхого Завета. Он, как представитель ветхозаветных праведников, жил верой в грядущего Спасителя. И таких людей было не мало, и мы зовем их праведными людьми, они ждали Христа. Несмотря на то, что после смерти душа их нисходила в ад, они жили надеждой в грядущего Спасителя. Вот один из их представителей — Симеон Богоприимец — от лица всех ветхозаветных праведников говорит, что заканчивается моя жизнь ветхозаветная и, держа в руках уже родившегося Бога Христа, он Его прославляет.

Далее поются трижды, как на каждом богослужение мы это все делаем, «Богородице Дево, радуйся». Уже мы подходим к этому великому событию Рождества Спасителя. И если говорить очень кратко, то заканчивается вечерня благословлением священника: «Благословение Господне на вас…» И дальше тушится свет — это уже образ ожидания ветхозаветным человечеством Спасителя мира, но об этом расскажем в следующий раз.

И ещё мне хочется вам сегодня про одну интересную фразу сказать. Один старец, умирая, заканчивая свою земную жизнь на горе Афон, — было это совсем в недавние годы, — он заповедовал его ближайшим ученикам, братиям монастыря следующее: “Бойтесь двух слов: «быстро» и «удобно»”. И мне эта фраза очень запомнилась, она как раз очень касается нас, современных людей. Потому что мы всё хотим быстро и удобно, и из-за этого много, бывает, грешим, не проявляем терпения, желая личного какого-то комфорта, из него выходить не хотим. Но, как говорит апостол: «Никто не ищи своего, но каждый пользы ближнего» (1 Кор. 10:24). А мы часто переносим акцент на себя, потому что нам так удобней. А пострадать и потерпеть мы не хотим. А если мы христиане, то ведь скольких мы должны помнить людей, ради которых Церковь ещё стоит, сколько они страдали за веру и за Христа, и даже до смерти. Это, конечно, признак нашего эгоизма. Вот видите, как он мудро, просто и кратко сказал: бойтесь, говорит, вот этого — быстро и удобно. Это он ещё сказал, конечно, потому что гора Афон тоже претерпевает изменения, как весь мир. Лет 40-50 назад там было всё по другому, там люди пешком ходили. Сейчас уже везде такси ездят, везде асфальт положили. Раньше всё было попроще. Но это не значит, что они там великие грешники, но вот это стремление к удобству, к комфорту тоже заметно. А старец Паисий Святогорец говорил: «В монастырях братия стала хлеб резать электрической хлеборезкой. Куда мы, монахи, так дойдем, что даже уже рукой хлеб порезать лень?» Электрические хлеборезки… Видите, такое стремление к комфорту оно всех касается. Может это и не совсем плохо, но через это можно себе много навредить, если это будет излишним. Это слова святых людей, будем их помнить. Спокойной ночи. Спаси Господи.

Протоиерей Андрей Поляков

44 просмотров

Комментирование запрещено