Проповедь на Всенощном бдении 29.06.19 на чине общей Исповеди

Церковь наша периодически призывает нас к покаянию, особенно в дни постов, и как раз сейчас идёт период Апостольского поста. Мы все, как и любой человек, подвержены в своей жизни грехам, и грех нашу жизнь разрушает – и духовную, и душевную, и телесную – и человек вместо общения с Богом встаёт на путь богоотступничества: любой грех есть акт воли человека по отступлению человека от воли Божией. Но милосердный Господь, Который «хочет всем человекам спастись и прийти в разум Истины», когда принёс Себя в жертву на Кресте за наши грехи, всех призывает принять Его спасительную жертву, уверовать в распятого и воскресшего Христа, и если мы согрешаем, то нам открыта всегда дверь покаяния, пока мы находимся в этой временной земной жизни.

Мы очень часто забываем о том, что жизнь очень скоротечна, и несмотря на то, что вокруг себя часто наблюдаем смерть наших близких и знакомых, болезни, какие-то другие вещи, которые показывают нам быстротечность нашей жизни, тем не менее мы порой это забываем. И даже когда заканчиваем каждый свой день, мы всё ещё надеемся, что нам Господь даст и ещё один день, мы при этом понимаем, что следующего дня может и не быть, но всё это у нас бывает очень поверхностно и легкомысленно, потому что суета и круговорот этой земной жизни нас часто поглощают. Церковь называет нашу жизнь «житейское море»: в море огромное количество воды, и оно часто бывает беспокойным, под действием ветра, колебания земли в море бывают всякие бури, волны, которые тех, кто путешествует по морю, часто могут привести к погибели. И в Евангелии есть такой случай, когда Господь наш Иисус Христос вместе со своими учениками ближайшими плыл на лодке и, утомившись от трудов, Он уснул, а вокруг бушевала сильная буря, ученики испугались, стали его будить со словами «мы погибаем», а Господь говорит: «Почему вы так маловерны, чего вы испугались?» Ведь они же были рядом с Самим Христом, всегда видели многочисленные чудеса, которые Господь творил: исцеления, даже воскрешения людей, но вот в момент, когда опасность подступила очень близко, они испугались. Это свойственно природе каждого человека, что человек часто теряет вот это чувство Бога, теряет веру, забывает, что Господь всегда рядом, только мы должны к Нему обращаться и не терять веру, или как говорят – не падать духом. И Господь запретил этой буре, и море утихло.

Сейчас, осознавая свои грехи в который раз, наверно нам надо в первую очередь сознаться перед Богом, что у нас вера наша бывает не всегда твёрдой, крепкой и глубокой, а бывает такой слабой и колеблющейся. Когда бывают моменты, как их Церковь называет, искушений и испытаний, мы часто порой веру теряем, впадаем в малодушие, забываем, что Господь близок и вероятно в этом нам надо покаяться в первую очередь, что мы такие бываем маловерные. Вообще, это болезнь современных людей – быть маловерными. А почему мы маловерные? Потому что вера без дел мертва, и когда человек чисто теоретически верит в Бога – прочитает Евангелие, и крещёный он с детства, иногда и в храм приходит, но не делает дела веры, не совершает их, то вера остаётся только часто в теории, а когда наступают какие-то моменты искушений, испытаний, то человек с лёгкостью эту свою эфемерную, выдуманную веру теряет.

Надо осознать и признаться, что совсем неверующих людей нет. Потому что не может человек быть неверующим. Есть люди, которые верят в Бога и как бы согласны с тем, чему учит Господь. А есть люди, которые борются с Богом, потому что если бы они говорили, что Бога нет, тогда зачем с Ним бороться? Ведь вера – это качество, вложенное каждому человеку Богом. Но когда душа находится в гордыне, в самолюбии, человек порой, даже не осознавая, начинает своими поступками, делами бороться с Ним. Конечно, он в этой борьбе никак не сможет победить Бога, но он этого не осознаёт, и это тоже наверно бывает у нас, когда мы делаем это вместо того, чтобы смирять себя, смирять – т.е. признавать свои какие-то недостатки и принимать промысел Божий, который есть над каждым человеком, ведь все обстоятельства в жизни, все события, которые происходят с каждым из нас, они конечно не случайны. Есть такая поговорка: «тот, кто верит в случай, тот не верит в Бога». Конечно, без промысла Божия ничего с нами не может произойти само собой. «И ни один волос с вашей головы не падает, — говорит Господь, — без воли Отца вашего Небесного». И ещё говорит, что «у вас даже все волосы на голове сочтены». Т.е. даже до такой мелочи Господь знает о нас и промышляет о каждом из нас. Но и это часто забываем. И в этом надо наверно нам тоже каяться. И в том, что мало делаем дел веры. А в первую очередь это конечно любовь к Церкви. Нельзя любить Бога, если не любишь то, что Господь создал своей Кровью, своей смертью и Воскресением. Господь создал свою Церковь, у которой Сам является Главой. А нам порой бывает на богослужении скучно, тяжело, невнимательны бываем, в храм порой заходим без благоговения, во время службы можем позволить себе какие-то пустые разговоры. Такое неблагоговейное поведение в храме – это признак нашего неимения страха Божия. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Бога нельзя любить сразу, Его сначала надо бояться». Только через страх к человеку постепенно приходит любовь к Богу. Нельзя сразу – раз, и полюбить Бога, чтобы у тебя и чувства твои, и мысли были только к Богу направлены. Начинается всё со страха Божия. Чтобы был в нас страх Божий, Господь часто попускает нам какие-то события, чтобы мы чуть-чуть в хорошем смысле испугались, чтобы мы поняли, что мы в этой жизни не хозяева.

У нас есть у каждого дар жизни, дар разума. У кого-то Господь порой этой дар и отнимает (разум). А сейчас, к сожалению, таких людей становится всё больше и больше, которые живут абсолютно неразумно. Сумасшедшими называют таких людей, т.е. сошедшими с ума. А в чём это выражается? В том, что человек вместо того, чтобы проявлять любовь ко всему его окружающему миру, он в первую очередь себя губит, и через это и весь окружающий мир. И у нас порой такое проявляется. Ведь как Господь говорит: «люби ближнего, как самого себя». Как надо себя любить? Как говорят святые, любит себя тот, кто, например, не блудит, не обжирается, не упивается, кто не лжёт, кто свою жизнь проводит в молитве, в добрых делах, тот действительно себя любит, не растлевает себя всякими пороками, страстями, гневом, раздражительностью, завистью. Ведь человек, который завидует, постепенно высыхает и превращается в какой-то злобный комок, который всем недоволен. Ну разве он себя любит? Он себя ненавидит. Это такой же самоубийца.

Так и любой порок — если человек в себе его культивирует, воспитывает, им живёт, то он себя губит этим, потому что борется с Богом, хочет кому-то что-то доказать, что он из себя что-то представляет. А ведь доказывать никому ничего не надо в этой жизни. Если Господь нам дал дар веры, надо слушаться голоса Евангелия и идти за Христом, взять крест, который есть у каждого человека. Ведь Господь говорит: «Всякий, кто не берёт своего креста и за Мной не идёт, Меня не достоин». У каждого из нас есть тот данный Богом крест, который мы должны нести. А у нас какие грехи: крест не хочется нести, ропщем, бываем недовольны, нетерпеливы. Будем и в этом каяться. Отсюда у нас происходит осуждение других, ропот на других людей, мы судим других. «Не судите, — говорит Господь, — и не судимы будете». Казалось бы, как просто спастись: прощай, и будешь прощён; не суди, и не будешь судим; отпускай, и тебе отпустят; какой мерой меришь, такой и тебе будут мерить. Как всё, казалось бы, Господь говорит просто. Но наша слепота духовная, наше нежелание об этом помнить нас ослепляют, и мы начинаем говорить, что счастья нет, как нам трудно. А почему? Потому что мы вот так и живём: судим, не хотим прощать; не хотим понять, что как ты к другим относишься, так и к тебе будут относиться; чего не хочешь, чтоб с тобой было, не делай того другому. Это слова из Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. И вот против этого мы тоже согрешаем. Будем об этом помнить, каяться и исправлять свою жизнь.

И ещё надо помнить, что грех всегда начинается с мысли. Мы привыкли так каяться: как садовник траву косит сверху, а корни при этом в земле остаются. А настоящее покаяние – это когда надо ещё же с корнем выдрать из своей души страсть. Мы часто каемся только в поступках, т.е. вот эти побеги и листья, которые растут, срываем, а корень мы порой даже в себе и не осознаём. Но это не значит, что это плохо или хорошо, потому что у каждого своя мера, но надо это понимать, что проявление наших грехов – поступки, а корень-то в нас совсем другой, это гордость, самолюбие, и все грехи-то от этого происходят. Для примера можно любой грех взять. Если человек несамолюбивый, негордый, неужели он будет курить, пить, пьяным напиваться, если он видит, что от этого люди страдают? А если он самолюбивый и гордый, ему чихать, что от этого страдают другие, потому что ему хо-чет-ся. Так и любой грех. Если бы только человек понимал, что он живёт в обществе, что вокруг него живые люди, которые хотят от него чего-то хорошего видеть. Но это не значит, что надо только людям угождать. Но всё же – как можно любить Бога, Которого не видим, если мы не любим ближних, которых видим? Это же мы будем лжецы. Как и апостол Павел говорит: «Ты любишь Бога, а ближнего ненавидишь? Ты лжец». Поэтому и наша жизнь соответственно будет другой, если мы это будем осознавать. Хотя бы для начала осознавать в мыслях. Понятно, что осознать одно, а исправить – совсем другое, но ведь порой мы этого даже не осознаём. А если мы это осознаём, то уже будем стараться что-то для этого делать. А средства для этого нам дал сам Бог. Например, таинство Исповеди. Исповедь и покаяние – видите, это звучит всё по-разному, и это разные вещи. Покаяние – это изменение, оно должно нас сопровождать всю нашу жизнь, т.е. мы должны меняться. Если мы не меняемся, значит мы трупы. Но мы можем меняться ещё и в другую сторону, т.е. труп ещё может разлагаться. Но идея Бога о нас в том, что мы должны меняться к лучшему, т.е. становиться ближе к Богу. И естественно будем ближе к людям, если будем ближе к Богу. И если будем ближе к Богу, станем ближе к людям. Это вот такие две заповеди, они как двуединая заповедь.
И наверно сейчас вот это надо тоже осознать: порой грешим, а каяться не очень спешим. Я часто встречал людей, которые, например, сделали какой-то тяжкий грех, и 10 лет почему-то они ждали – ни в храм не шли, ни у Бога прощения не просили. Непонятно, почему так человек поступает. Но если мы, например, свои руку или ногу, или лицо какой-то грязью забрызгаем, мы же стараемся скорее это всё оттереть, а не ходить грязными, некрасивыми. И одежду. Если человек нормальный, он всё-таки старается одежду даже постирать. А вот почему-то грешим, но покаяться, исправиться – не очень спешим. Сложно сказать почему — то ли стесняемся, то ли ещё что-то. Но наверно главная причина в том, что не любим чистоту души. Согласитесь, когда дома чисто, ведь хочется и дома находиться. Когда дома грязно, пыль, не очень-то в этом доме и хочется быть. Вот так и Господь-Дух Святой. Если в нашей душе грязь, то в нас Господь-Дух Святой не будет пребывать, а если в нас не будет пребывать Господь-Дух Святой, мы будем самыми несчастными людьми на свете. Не важно, какое мы занимаем положение, сколько нам лет, и вообще кто-мы, например, по профессии — это вообще не важно. Важно – живёт ли в нас Господь-Дух Святой или нет. В этом и смысл нашей жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский – собирание и стяжание благодати Духа Святого Божьего. Таким образом, очищение своей души, мыслей, поступков – это очень длительный процесс, но он должен быть постоянным.

Давайте перечислим теперь все наши страсти. Обычно их группируют в 7 или 8 основных страстей. Страсти – это болезнь в душе, откуда наши поступки и происходят.
Первое – самое простое – это страсть чревоугодия. Сейчас это самая любимая страсть у всех, спросите любого врача, почему люди болеют. От обжорства. Из-за этого греха человек, например, посты соблюдать не хочет, живёт невоздержанно, ему хочется повкусней и побольше поесть. Эта страсть очень уродливые формы принимает. Если человек не болен обменом веществ, а у него большой живот, это так некрасиво, сразу видно, что человек любит покушать плотно и много, а ведь человек – существо духовное в первую очередь. Телу надо давать должное, несомненно. Его надо кормить, оно требует и сна, и лечения, когда заболеет. Но когда это превращается уже в культ, когда человек тело своё считает самым важным всего на свете… Чревоугодие не имеет конца, как любая страсть. Сегодня тебе хочется вот этого поесть, а завтра тебе это уже неинтересно, хочется чего-нибудь другого, побольше. Наверно каждый из нас в себе это замечает. Стоит только себе как-то разрешать, и уже хочется больше и больше. А видите, Церковь установила посты, чтобы человек мог воздержаться. Среда и пятница – постные дни. А от чревоугодия человек становится похожим на животного.
Второй грех. Все эти страсти друг от друга происходят. Человек, который привык пространно питаться и всё время угождать плоти, у него начинают возникать блудные мысли. Как у животных есть инстинкт размножения, так у человека это превращается в страсть любодеяния, когда человек смысл своей жизни видит в сексуальном удовлетворении своих потребностей. Да, эти вещи есть в нашей жизни, и Богом это благословлено в браке, когда люди живут семьей, муж и жена. Но когда это вне брака, Церковь это однозначно называет грехом и грехом тоже смертным, тяжким. А сейчас, что греха таить, это даже пропагандируется в средствах массовой информации. А всё начинается опять ведь с мысли: если человек помыслил, потом может эту мысль в действие произвести.

Третье. Это самый любимый наш грех. Это сребролюбие. Даже люди из правительства стали говорить, что сейчас у людей появился культ денег, как религия. Что такое религия? Религия – это соединение с чем-то. Правильная религия – это соединение с Богом. А если религия языческая, то это будет соединение либо с бесами, либо с идолами. И вот материальный достаток превращается в идолов каких-то, когда человек думает, что это самое главное в жизни. Достаток, конечно, вещь нужная, также, как и еда, но если человек думает, что это самое главное, отсюда происходит то, что человек хочет обогатиться, у него цель жизни превращается не в то, чтобы служить людям, и он не думает, что его служба – это действительно богоугодное дело. Причем не важно кем работает человек – рабочим на заводе или врачом, — но если это только средство добывания денег, то это несчастнейший человек, тогда это действительно каторга, что ты только из-за денег что-то делаешь. А ведь высшее назначение и призвание любого человека – это служить людям через те таланты и способности, которые нам дал Господь. Только тогда этот человек будет получать удовлетворение от своего труда, а не только когда он раз или 2 раза в месяц за деньгами приходит в кассу. Видите, как всё можно извратить.

Следующая страсть — гнева. Сюда относится всякая вспыльчивость, злоба раздражение, принятие всяких помыслов гневливых. Это порой доводит даже до убийства. Люди, пребывающие в сильном гневе, убить могут друг друга. А ещё если «подогретые» чуть-чуть. Вы уже наверно знаете, что по статистике 80% всех убийств совершается кухонным ножом. Т.е. выпивали на кухне, сидели, поругались и кто-то кого-то зарезал. А начиналось всё вроде как бы и хорошо.
Далее идёт страсть печали – это огорчение, тоска, когда нет надежды на Бога. Когда сомнение в том, что Бог по Своему обетованию даст нам Царство, и если мы в это не очень верим, а думаем: зачем нам тут страдать на земле, чего тут жить, для чего это всё, какие-то трудности, — то такие мысли, конечно, от лукавого. Мысли о том, что не надо трудиться, и у человека тогда вся жизнь превращается в печаль. Самое опасное – человек Бога не благодарит за всё случающееся. Он наоборот недоволен, ропщет. И у человека в душе тоже происходит очень тяжёлое изменение. Сейчас даже самая распространённая болезнь – это депрессия, когда человек вроде здоровый, а всё плохо ему, ропот, отречение от креста.

Страсть уныния. Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитве. Признак уныния – когда человек перестаёт молиться или молиться автоматом – открыл, прочитал, закрыл, — а живой молитвы уже нет. Оставление правил, утренних и вечерних молитв, хождения в храм; поспешность в молитве, небрежность, неблагоговение, излишний сон. Сейчас есть очень большая индустрия, которая наше уныние пытается развеять – это интернет. Уж, не говоря про телевидение, который по сравнению с интернетом – мелочь. Вот там пытаются человека развеселить шутками, сплетнями, бесконечными потоками информации, которые человеку в принципе не нужны. А человек, который оставляет молитву, жизнь со Христом, он на это всё очень падок, его очень засасывает, не даром же назвали «сеть». Попал в сеть, и туда тебя затаскивают. А от уныния происходит всякое празднословие, когда люди встречаются и начинают говорить ни о чём. И по 2 часа говорим, время быстро летит за разговором. А это тоже немалый грех, потому что за всякое праздное слово, как сказал Господь, человек даст ответ на Страшном Суде. Всякие шутки, порой кощунственные. Забывает человек очень быстро свои грехи во время уныния. Забывает заповеди Христовы, впадает в нерадение, что не надо себя понуждать, что-то соблюдать, в храм ходить, молиться. Вот так страсть человека захватывает. Человек становится порой жестоким, ожесточается, имеет нечувствие, когда его ничего не трогает.

Тщеславие. Это тоже распространённый наш грех. Святой преподобный Иоанн Лествичник его очень хорошо описал как треножник – как его не кинь, он всё равно одним рогом вверх торчит. Сделал доброе дело – тщеславие. Не сделал по смирению – опять тщеславие. Что человек не сделает – тщеславие будет всегда. И когда человек этой страстью одержим, он очень любит о себе рассказывать, похвалы ждёт от всех. Это тщетная слава. Не от Бога славы человек ищет, а от людей, чтобы его прославили. Это пустая слава. И он всё для этого старается делать, чтобы кому-то показаться, приглянуться. И неважно артист это или шахтер. Хотя для артистов эта страсть более опасна. Человек даже может думать, что он всё правильно делает, старается жить по Божьи, а потом это всё открывается со временем. Потому что, когда человек делает для Бога, он никогда о себе не трубит, ведь Господь так фарисеев обличал: «вы всегда перед собой трубите». Знаете, как фарисеи деньги раздавали? Они брали колокольчик, вставали на перекрестках и в колокольчик звонили. И к ним все нищие бежали. Тогда камер не было, чтобы кто-то снял, сфотографировал, но делали это вот так на показ — видите, даже в колокольчик звонили, что «вот, я сейчас буду раздавать», у них даже деньги приписанные для этого были. Но это всё делалось вот так, напоказ. И Господь это так обличал: «горе вам книжники, фарисеи. Долго напоказ молитесь». Такой человек даже молиться может, чтобы его видели. Знаете, как это проверяется – когда человек дома, как он молится, когда его никто не видит, кроме Бога. И когда человек среди народа. Понаблюдайте за собой.

И последнее, от чего собственно пал и денница-дьявол. Это страсть гордости, от которой все остальные страсти проистекают. Если Бог есть любовь, то гордость – это противоположное любви. Т.е. любовь всегда отдаёт, а гордость всегда требует себе. Когда Господь перед Тайной Вечерей собрал своих учеников, Он первым делом налил воду в умывальницу и стал умывать ноги своим ученикам. Это такой был обычай на востоке – умывать гостям ноги. И умывал ноги всегда самый младший. Христос, видите, как развернул сознание у них. Он говорит: «Вы называете Меня Господом и Учителем. И это истинно так. И если Я, Господь и Учитель, умыл вам ноги, так и вы должны умывать ноги вашим ученикам. И кто хочет из вас быть большим, тот будь всем слугой». Современному человеку, да и наверно во все времена людям, это странно слышать, они всегда думают, что больший тот, кто больший – полководец, директор, начальник. А пред Богом всё может быть далеко наоборот.

Но не так, что все равны. Все равны – это как раз советская сумасшедшая поговорка. Никто равен в этой жизни не может быть никогда. Все разные, и Бог к каждому имеет свой индивидуальный подход. Потому что любит не всех, а каждого. Но мы все не равны. Нас так учили, что мы все равны. А кто учил – те, кто как раз имел особое обеспечение, особые льготы, а учили, что все равны. Потому что, если корень гнилой, то и все плоды будут гнилые. Ведь корень был какой: разрушить мир, в котором люди всё-таки мало-мальски с Богом жили, и построить новый. Это всё, слава Богу, уже в прошлом, но плоды, к сожалению, в нашем народе ещё живы, хотя и засыхают, т.е. советские ценности. Хотя говорят: «вот, много было хорошего». Конечно, много было хорошего, разве кто отрицает? А почему было хорошее? Ещё не так далеко ушли от того, что у нас 10 веков на Руси люди взращивали веру христианскую. А потом видите, настало отступление. А сейчас времена, когда опять храмы строят. И сейчас мы только ещё учимся жить по-христиански.

Поэтому будем каяться. Вам всем хочется пожелать этот пост провести с пользой. И ещё надо одну вещь понять. Покаяние истинное – это дар Божий, его искусственно в себе не сделаешь. Но осознавать свои грехи, считать себя человеком грешным – это в нашей воле. А истинное покаяние – это дар Божий, и Господь его даёт тому, кому Сам хочет, и если видит, что человек по этому пути идёт. И ещё напоследок. Духовная жизнь человека начинается с того момента, когда он видит свои грехи как песок морской. Если этого не видим, значит ещё духовно и не жили. Но это не значит, что ничего не надо делать. Значит, просто время не пришло, главное в этом направлении работать. Храни вас всех Господь.

Протоиерей Андрей Поляков

15 просмотров

Комментирование запрещено