Воскресная проповедь 04.11.18

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня из Евангельского чтения мы слышали притчу о богаче и Лазаре. Эта притча очень ясно и убедительно раскрывает для нас образ настоящего человека. О богаче мы не знаем, как он разбогател: может быть, богатство досталось ему в наследство; может быть, он был хорошим управленцем, или как сейчас бы сказали, успешным менеджером. Мы не знаем, откуда у него появилось богатство, и мы ничего не можем сказать о его профессиональных качествах. Но кое-что знаем о его человеческих качествах. Богач научился проходить мимо.. Мимо тех, кто так жаждал, так ожидал и нуждался в его помощи. И наверно он проходил мимо, потому что спешил удовлетворить какую-то свою нужду, чтобы всё больше разбогатеть. Он спешил к тем, от кого была какая-то польза. А какая польза, какой прок с этого бедного несчастного Лазаря?

Богач научился проходить мимо. И кто знает, возможно, то, что он проходил мимо, и послужило началом его богатства… То, что он ни на кого и ни на что не обращал внимания, ради того, чтобы всё больше богатеть. Но не будем спешить осуждать этого богача. Потому что в нашей жизни как часто мы слышим, как мы часто произносим слова «мне некогда», «у меня совершенно нет времени». Поначалу мы эти слова произносим тем людям, которых едва знаем, впрочем, и часто произносим своим родным и близким те же слова, потому что родные всегда поймут… А потом эти слова уже перерастают в такой упрёк, в другие слова: «ну что ты от меня хочешь?». Конечно, речь идёт о богаче, но не будем забывать о том, что Господь и нам дал богатство. Он подарил нам жизнь, и только мы распоряжаемся этой жизнью. Господь дал нам глаза для того, чтобы мы видели не только свою нужду, но и замечали, в чём нуждаются наши родные, близкие, друзья, те, которые нас окружают. Ведь и ребёнок, когда рождается на свет, когда он только начинает различать свет от тьмы, первые, кого он видит, это его родители – отец и мать. И он всю свою жизнь, всё свое младенчество глазами ищет этих родных людей. Так и душа человеческая глазами стремится увидеть Небесного Творца. Но мы часто отводим взгляд, мы обращаем внимание на то, что нам совсем не полезно. Бог дал человеку слух. Ребенок через слух учит слышать голоса отца и матери. Потом уже через эти голоса учится различать и другие голоса. Так и наша душа стремится услышать слово Божие. Стремиться услышать голос Матери Церкви. Но мы часто, конечно же, слышим не то, что нам нужно. Мы слышим лесть и верим ей. Слышим неправду и живём ей. Слышим раздражительность, гнев, ненависть и впускаем их в свою жизнь. Богач научился проходить мимо, и мы не знаем, что он чувствовал в это время, когда он проходил мимо Лазаря, совершенно не замечая его. Но мы точно можем сказать: Лазаря в жизни богача не было. Но в жизни Лазаря был богач. И праведность Лазаря не в том, что он был болен и беден. А праведность в том, что он сквозь свои болезни, сквозь свою бедность научился терпеть, научился молиться, он ни разу не гневался, не бросал слов гнева и раздражительности, проклятий в сторону богача, когда тот проходил мимо него. Лазарь научился любить. Что было дальше мы также знаем: богач умер и попал в ад, Лазарь умер и попал в Царство Божие. И какой же был ужас богача, когда он попал в то место, где его никто не услышит, не услышит его просьб, не обратит внимание на его нужду, также как он раньше не обращал внимания на бедного Лазаря. И тогда богач начал просить, чтобы его близким и родным, которые остались жить на земле, чтобы им подсказали, что так жить нельзя, как жил богач. Потому что он понимал, что он их сам научил. Нет ничего главнее, чем ты, стремись к своей цели и ни на кого и ни на что не обращай внимания. Ты главнее всего. И теперь богач понимал, что это его школа не приведёт ни к чему доброму. Конечно же, эта притча заставляет нас задуматься, заставляет приостановить свой шаг, посмотреть вокруг, ведь наверняка есть те, кто нуждаются в нашей заботе. Эта притча учит нас обращать внимание на свою жизнь.

Сегодня также в день Казанской иконы Божией Матери празднуется и государственный праздник – День народного единства. Этот праздник был установлен в память об избавлении Москвы от поляков в 1612 году. В том время поляки уже во всю владычествовали в Москве, даже в Успенском соборе служили католические мессы. Тяжёлое было время для нашего государства. Бояре и челядь то и дело, что клялись на верность то одному, то другому царю. Лжедмитрии меняли друг друга на царском престоле, и народ уже и сам не знал, кто царствует. Тогда князь Димитрий Пожарский и Кузьма Минин собрали ополчение и освободили Москву от поляков. Дмитрий Пожарский пообещал, что он построит Казанский храм – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. И в 1630-ые годы на Красной площади в Москве появился Казанский собор. Затем уже позже в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов своим указом установил праздновать праздник в честь Казанской иконы не только летом, но и осенью, по новому стилю – 4-го ноября. Т.е. тогда, когда Москву освободили от поляков. Этот праздник так и называется, День народного единства, он учит нас тому, что во время беды, во время скорби, смуты люди могут объединиться только вокруг Христа, только вокруг веры в Него. Это понимали люди 400 лет назад. Хотя также грешили — нельзя сказать, что грехов не было у людей: были и воры, и пьяницы, и блудники, как всегда. Но люди поняли, что во время смуты их объединить может только вера во Христа. И когда собирались эти ополчения, они крестными ходами ходили по святым местам, — они же не сразу освободили Москву, было несколько ополчений. Они постились, молились, ходили по святым местам, причащались там, и только потом с Божьей помощью смогли освободить государство от иноплеменников. Т.е. люди понимали, что без Божьей помощи никакого единства народного не может быть. И как это важно понимать и нам в нынешний час. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

35 просмотров

Комментирование запрещено