Воскресная проповедь 07.04.24. Неделя Крестопоклонная. Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда Бог сотворил человека по Своему образу и подобию и поселил человека в раю, в месте особого блаженства и общения с Богом, то Господь посредине рая насадил дерево жизни, от которого первые люди питались и получали жизнь вечную.

Но после грехопадения люди уже не могли общаться с Богом так, как они общались до этого: своей волей они отреклись, можно сказать, от Бога, поверили противнику-дьяволу. И за это были наказаны жизнью не в раю, а на земле, где мы все и сейчас живём. «Тернии и волчцы, т.е. различные сорняки, будет тебе рождать земля, — сказал Бог Адаму, — и хлеб твой ты будешь есть в поте твоего лица». Т.е. тяжёлым трудом добывать. Здесь говориться не только о материальном хлебе, но и хлебе духовном.

Но Господь не оставил людей одних, а Сам пришёл, воплотился, родился от Матери Божией, как раз зачатие во череве Девы Марии мы сегодня празднуем — это день Благовещения. И Господь родился, жил на земле и пошёл на Крест ради спасения нас, всех верующих в Него, и воскрес в третий день.

С тех пор древом жизни для живущих на земле стал Крест Христов — это орудие казни, на котором воплощённый Бог смертью смерть попрал, убил смерть, убил грех и воскрес.

И вот сегодня совпадение — три таких события, Благовещение, воскресный день и середина Великого поста, когда выносится крест на середину всех храмов, чтобы подкрепить и ободрить всех несущих этот подвиг Великого поста и чтобы устыдились те, которые плохо соблюдают пост, смотрев на распятие Христа. Для человека, привязанного к этому миру и живущего только по стихиям этого мира, Крест всегда бывает врагом, он его всячески избегает и бегает. Кому хочется страдать? Никому не хочется. Но страдания этой жизни Господь через Свой Крест претворил в вечную радость, в вечную жизнь. Если человек с верою несёт свой крест.

А пост — это тоже своего рода себя-распятие, т.е. каждый из нас в идеале должен распинать свою плоть со страстьми и похотьми, в это время избегать всяческих увеселений, развлечений, больше уделять молитве и плакать о своих грехах, каяться в них искренне и справляться, исправлять то, что нам мешает жить с Богом, мучает нас. А без креста этого сделать никак нельзя.

И вот взирая сегодня на Крест Христов мы должны ободриться, знать, что за Крестом всегда ждёт воскресение, если человек несёт крест ради Христа, ради спасения своей души. И недаром у русских людей из опыта сложилось уже такое, что за тяжёлыми и трудными днями всегда следует благоденствие и радость. Да, это похоже на нашу земную жизнь.

К сожалению, мы забываем, что мы осуждены в лице Адама и Евы, наших прародителей, все мы люди, живущие после них на земле, мы осуждены на эту земную жизнь. Мы здесь находимся как в осуждение за грех прародителей, который в каждом из нас живёт. И построить видимым образом рай на земле нельзя. Кто пытался это делать, кто хотел улучшить свою жизнь через революции и перевороты государственные, проливал реки крови. Все прикрывались прекрасными лозунгами, что «сделаем жизнь лучше», а получалось только наоборот всё хуже, проливались реки крови, и страдало ещё больше людей, чем до этого. Почему? А потому что это ложный путь.

Надо революцию делать в своей душе. Как? Выкинуть идола своего «я», эгоизма и поставить на его место Бога. Вот тогда, если мы каждый это сделаем, и внешняя наша жизнь измениться. А никакими другими способами — ни экономическими преобразованиями, ни чем другим — лучше жизнь человека, счастливей не станет. Да, материально он может лучше жить. Но как правило материальное изобилие ведёт к духовному угасанию. И люди, чем слаще едят и больше развлекаются, тем они становятся злее, эгоистичнее и удаляются больше от Бога. Это уже опыт многих тысяч лет на земле.

Поэтому пост — это очень благодатное и радостное время для человека. Потому что он обновляется духовно. А Крест пусть нам служит для нашего укрепления, чтобы мы не унывали в несении поста, чтобы мы не ослабевали, чтобы мы черпали благодатную силу из Креста Христова. Аминь.

Всех вас с воскресным днём, с великим праздником Благовещения, дай Бог, чтобы Матерь Божия была Заступницей нам, чтобы мы в своих молитвах всегда обращались не только к Богу, но во вторую очередь — к Божией Матери. Она наша Заступница, своим молитвенным покровом, своим предстательством, защитой пред Богом Она сколько раз спасала не только всех христиан, но в частности нас, русский народ, через свои святые иконы. Ведь помните исторически, сколько Божия Матерь русский народ спасала. А ведь русский народ ничем не лучше других народов. Это такое заблуждение, когда мы говорим, что «вот мы такие лучшие». Нет. Мы даже может в чем-то и хуже, мы дурные люди, мы ждём только тычка. Мы просто так хорошо жить не можем, нам надо, чтобы нас кто-то обязательно задел, чтобы нам пинка хорошего дали. Вот почему-то мы такие, иначе не можем. А русские люди, когда начинали понимать, что не туда идут, они всегда обращались к Божией Матери. У нас в кремле поляки сидели, перевороты государственные какие были. А вот взяли икону Божией Матери, стали молиться, и Господь повернул всё по Её молитвам, выбили их. А Великая Отечественная война? Ведь это было явное наказание за то, что церкви все поломали, священников в тюрьмы отослали. Как только Сталин стал открывать храмы, когда немец под Москвой стоял, Господь помог. Конечно, и наш народ геройски себя проявляет. Но почему? Потому что Господь помог. Не помог бы Он, никакое геройство человеческое не поможет. Вот поэтому и сейчас мы находимся в очень непростой ситуации. И поэтому защита и помощь Божией Матери нам всем очень нужна. Но надо меняться, надо из диких людей превращаться в христиан, надо читать Евангелие, надо соблюдать посты, надо браки создавать христианские, чтобы были венчанные, чтобы в храм ходили, чтобы детей рождали и воспитывали. Надо изменяться изнутри. У нас же крещеные большинство. А по жизни язычники, хотя крещеные. Вот надо превращаться, т.е. надо себя менять. Вот тогда и внутри мы будем ощущать счастье, несмотря на все трудности и скорби. Не внешнее у нас изменится, но главное внутри, главное дух. Если в людях наших будет жить Дух Святой, Он будет на всякую истину наставлять.

Так что дай Бог всем вам помощи Божией, заступничества Божией Матери, всем вам доброго здоровья и вечного спасения.

Протоиерей Андрей Поляков



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь совершает великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В одной из стихир, посвященной этому празднику, есть такие слова: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая».  О какому же совете здесь говорится? О чем Бог может советоваться с человеком посредством Своего Ангела?

Ведь Господь самодостаточен, и Он не нуждается ни в чьем одобрении, ни в чьем совете. Вспомним, когда Бог творил человека. В книге Священного Писания Бытие сказано, что Господь сказал: «Сотворим по образу и подобию Своему». Он советуется Сам в Себе, Святая Троица Сама в Себе советуется. Больше никто в этом не участвует.  Когда Бог творил жену для Адама, Он также не советовался ни с кем, потому что Он всё творит по Своей благой воле. Он усыпил Адама, взял из него ребро и из этого ребра сделал для него жену.

Так а зачем же тогда сейчас понадобился какой-то совет? А затем, что Бог не спасает человека без человека и посылает Своего Ангела, чтобы удостовериться в том, что в лице человечества Господь может увидеть Себе соучастника, соработника в деле спасения. Ведь Архангел Гавриил ожидает ответа от Девы Марии: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Ведь Господь есть совершенная Любовь, и Он не нарушает воли человека, без воли человека Господь самого человека не спасает. В этом и заключается совет превечный, который был открыт Деве Марии. Господь задумал дело спасения человечества ещё до сотворения самого человека и теперь ищет Себе соучастницу в этом деле спасения человечества.

Ведь человечество жило надеждой, ожиданием этого спасения. Ещё начиная с того момента, когда первые люди были изгнаны из рая за их грехопадение, Господь не оставил их без надежды и дал им такое обещание, обетование, что семя жены сотрёт главу змия. Он не сказал, каким образом это произойдёт, кто будет участвовать в этом, однако же подарил людям надежду, и они с того времени жили этой надеждой. И, наверное, каждая девушка, женщина, мечтала стать матерью Спасителя человечества.

И ещё начиная от Адама и Евы они надеялись, что их первенец, первый сын, станет тем семенем, которое сотрёт главу змия. Однако же после того, как Каин убил своего брата, наверное, эта надежда немного угасла. Затем был богоизбранный народ, были пророки, которые говорили, что придёт время и воссияет на земле слава. Однако же Спаситель всё не приходил в этот греховный мир, потому что человечество до какого-то момента не могло или просто не давало достойную соучастницу Богу в деле спасения людей.

И вот наступил момент, когда родилась Пречистая Дева, Та, Которая станет Честнейшею Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Та, Которая в своих добродетелях, в своей чистоте, в своем смирении, в своей кротости, в своей любви к Богу превосходила всех земнородных. Святые отцы говорят, что одна добродетель Пречистой Девы способна была затмить все грехи человечества. Но эти добродетели Пречистая Дева воспитывала в Себе, находясь, живя в храме, начиная с трехлетнего возраста, куда Она была отдана своими родителями. И вот там же в храме Ей является Архангел Гавриил и говорит: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Конечно же, Она смутилась такому видению, ещё более смутилась, когда он сказал, что «благословенна Ты между женами», ведь Пречистая Дева возможно была единственной или одной из немногих, которая не мечтала и не надеялась стать Матерью Спасителя — ведь Она пообещала хранить Свое девство. А тут такая новость: Архангел Гавриил говорит, что Она родит Сына и назовет Его Иисусом. На что Дева Мария отвечает: «Как это произойдет, когда я мужа не знаю?»

И Архангел Ей отвечает на этот вопрос: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышняего осенит Тя». Т.е. видим, что Дева Мария по своему смирению, по своей кротости не отказывается, но с удивлением спрашивает: как это возможно, если Она мужа не знает? Видим, что через Её добродетели, через смирение, кротость, послушание в Неё вселяется Святой Дух. Именно это подтверждает Архангел словами: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тя».

Т.е. благодаря добродетелям человек способен вместить с себе Самого Бога. Благодаря смирению, кротости, послушанию, доверию промыслу Божию человек способен сам стать вместилищем Самого Бога.

И ещё один богослужебный текст-тропарь сегодняшнего праздника называет Благовещение «главизной» нашего спасения, что в переводе означает «началом», начало нашего спасения. Т.е. начало нашего спасения в тех добродетелях, которые были у Пречистой Девы Марии. Именно из смирения, кротости, послушания, веры в Бога, доверии промыслу Божьему начинается наше спасение. Будем об этом помнить, это понимать и сегодня вместе со всей Церковью, и Небесной, и земной, взывать к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

5 просмотров

Комментирование запрещено