Воскресная проповедь 12.08.18

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышали одну из притч Христовых, в которой говорится, что Царство Небесное подобно царю, который решил созвать своих должников, чтобы получить от них то, что они задолжали перед ним. Вот приводят одного должника, который был должен Господину 10 тысяч талантов. Еще во времена до Христа талант – это была такая мера веса и в разные периоды равнялась приблизительно 30-ти килограммам серебра или золота. Во времена же Христа талант перестал быть мерой веса, а стал денежной единицей. Талант приравнивался к 6-ти тысячам динариев. Динарий – это была плата работнику за один трудовой день. Т.е. человек, который работал на поле или на стройке, или еще где-то, получал за день работы 1 динарий. Т.е. один талант – это 6 тысяч динариев. Сохранились данные о том, что годовой доход всей Галилеи в тот период составлял 200 талантов. А этот человек задолжал 10 тысяч талантов, т.е. колоссальную астрономическую сумму. И вот он приходит к царю, но не имеет возможности отдать этот долг.

Тогда царь говорит, что раз так, то тебя, твою жену и детей продаём в рабство, пока не отдашь долг. Этот должник упал на колени и начал молить господина, чтобы тот проявил милосердие и не продавал их в рабство. Этот должник обещает отдать этот долг. Конечно, господин понимает, что ни этот должник, ни вся его родня не смогут отработать и отдать положенное. И господин, умилосердовашись, отпускает этого должника и прощает ему весь долг.

Но этот должник оказался подлецом: он выходит от царя и находит своего товарища, который был должен ему всего 100 динариев, т.е. сумму в 600 тысяч раз меньшую, чем этот должник только что был должен царю. Этот прощеный должник схватил своего товарища, начал душить, говоря, чтобы тот отдал ему этот долг. У его товарища также не было, чем отдать, и он просит потерпеть, и он обязательно этот долг отдаст. Но этот прощеный должник отказывается терпеть и отдает своего товарища в темницу, пока тот не отдаст долг или его родня не принесёт выкуп. Тогда, сказано в Евангелии, товарищи увидели и пошли к царю, чтобы рассказать ему, пожаловаться, какому человеку он простил долг. Тогда царь вызывает этого своего прощеного должника и говорит: «Лукавый раб». Лукавый – это как раз то слово, которое в молитве «Отче наш» говорится по отношению к сатане: «Но избави нас от лукаваго». Господин говорит: «Лукавый раб, я тебе простил долг. Разве не должно и тебе простить долг твоему товарищу?». Этот господин повелевает отдать этого должника палачам, чтобы те его пытали, пока он не сможет вернуть долг, т.е. вечно. Потому что он этот долг не сможет отдать за всю свою жизнь.

Эта сегодняшняя притча имеет как бы три смысловые линии. Первая – это то что, человек и человечество очень сильно задолжало перед Богом, и даже всей жизни не хватит, чтобы купить этот долг, чтобы отработать свои грехи. Но Бог милостив, Он готов всех простить для того, чтобы человек начал жить по-новому, по Божьи. Второе – это недостоинство самого человека, который получает от Бога безмерно многое, а своему брату, своему близкому не может простить мизерный долг, какой-то простой проступок. Ну и третье – это то, что мука таких людей, которые не могут проявить милосердие к своему ближнему, будет вечной.

И заканчивается сегодняшнее Евангелие словами: «Так и Отцец мой Небесный поступит с вами, если вы не умеете прощать от всего сердца согрешений вашим ближним». Конечно, эта притча является иллюстрацией к молитве Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Поэтому нам нужно помнить об этом, и особенно когда мы просим прощения у Бога, то задумываться, а прощаем ли мы своих ближних? Потому что сказано: «Какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет». Аминь.

 

Протодиакон Николай Боговик

46 просмотров

Комментирование запрещено