Воскресная проповедь 14.04.24. Неделя прп. Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня начинается 5-я седмица Великого поста, и сегодня в Евангелии мы слышали о том, как Господь исцелил бесноватого сына у одного отца, который привёл его к Христу и просил, моля Его на коленях, чтобы Господь изгнал из него беса.

Господь спросил, а давно ли это у него? И отец ответил, что это у него с детства. Тогда Господь сказал, что «всё возможно верующему». Т.е. верует ли он во Христа, как Сына Божия, что Он может это сделать — изгнать нечистого духа? Тогда отец искренне сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Т.е. он понимал, что вера у него шаткая, и он просит исцелить и помочь Господа, что не совсем он так глубоко и сильно верует. И когда Господь исцелил его сына, изгнав духа нечистого, то отец говорит, что приходил к Его ученикам, но они не могли его изгнать. А ученики потом у Христа спросили: «А почему мы не могли изгнать?» Господь сказал: «За ваше неверие, но этот род бесовский исходит молитвой и постом». Это оружие на духов нечистых.

Наверное, кто-то из вас имел этот опыт, когда на него нападали нечистые духи. Особенно когда человек начинает поститься, молиться, старается начинать ходить в храм. То тут, откуда не возьмись, всякие препятствия. И человек становится раздражительным и злобным, и непонятно откуда это всё берётся, ведь раньше этого не было. Это отчасти влияние на нас нечистых духов, бесов. А Господь это попускает, чтобы мы учились их побеждать. Пост и молитва — это средства к стяжанию смирения. А смирение имеет такое свойство: если человек имеет смирение, то бесы не могут даже к человеку прикоснуться.

Сегодня особо Церковь выделяет Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. Он жил давно, VI-VII век, но в начале 5-й седмицы Церковь нам выставляет его как некоего учителя духовной жизни. Он под конец своей жизни, опытно испытав и на себе ощутив духовную жизнь, её смысл и как её надо вести, написал великую книгу, которая называется Лестница (Лествица). Эту книгу сейчас найти очень просто. И хотелось бы вам всем пожелать её читать, особенно Великим постом. Каждый христианин в ней найдёт что-то полезное для своей души.

Хотя эта книга считается монашеской, написанной для монахов, но и для людей, живущих в миру, вот это очень глубокое и разностороннее знание человеческой души очень помогает в духовной жизни, в первую очередь в познании самого себя. Иоанн Лествичник в 16 лет понял смысл всей нашей жизни и всю суету мирскую. Он в 16 лет ушёл в монастырь на гору Синай. Гора Синай — это где Моисею, пророку Божию, Бог дал 10 заповедей. И вот он там пробыл 19 лет в монашеских подвигах, а потом ушёл на особый подвиг безмолвия, когда человек не просто молчит языком, а молчит в мыслях, в чувствах. Т.е. он для мирской жизни умирает. Как мертвец, молчит. И вот тогда он может познать Бога. Пробыл он в этом подвиге 40 лет. И его просили, зная его высокую жизнь, зная, что он достиг сколько можно на земле совершенства, потому что про него Церковь говорит, что жил он во плоти, но как бесплотный, т.е. как ангел, —  просили его написать руководство для монашеской жизни.

И он написал Лестницу в 30 ступеней, по числу 30 лет, которые Христос жил до Своей проповеди. Эти 30 ступеней ведут человека от земли на небо. Первая из этих ступеней — это отречение от мира, и мы все прекрасно понимаем, что по ступеням нельзя сразу прыгнуть на 5-10 ступень, надо начинать с самой первой, как в школе, когда маленькие детки приходят в школу и их не учат сразу читать и писать, их учат сначала палочки рисовать, кружочки, сначала буковкам учат. Т.е. первая ступень — отречение от мира. Если вы не отречетесь от мира, вы никогда Бога не познаете.

Отречься от мира — это не значит уйти в пустыню, но надо, как говорит апостол Павел, в горнее стремиться, т.е. не прилепляться ни к чему земному, хотя и жить на земле и всё, что нужно для жизни, делать. Но сердцем и душою надо от этого удаляться, не прилепляться.

Даже язычники — люди, не знавшие Христа, — это понимали, всю суету эту мирскую. В Библии есть великая книга, которая называется Экклезиаст, т.е. Проповедник, она приписывается царю Соломону. Он говорит: «Я в этой жизни всё испробовал: и богатство, и бедность, и понял, что всё суета». И в конце он говорит: «Бойся Бога». Вот что главное в жизни. Хотя он был и мудрый, ему Господь дал мудрость, он был богатый в земном отношении. Но он говорит, что всё это суета сует.

А преподобный Иоанн Лествичник это понял в 16 лет, что всё это тлен и суета. А почему? Наверно как-то так умел мыслить, как говорят, стратегически. Знаете, что такое стратегическое мышление? Это когда человек на несколько ходов вперёд видит. Когда в шахматы люди играют, выигрывает тот, кто видит дальше ходы, развитие ситуации. Вот если человек подумает, что его ждёт в жизни, он поймёт, что его ждёт гроб. И он тогда начинает жить соответственно этому — как бы правильно и хорошо умереть. Это может странно звучит. Но кода человек об этом не думает, он думает только о том, как есть, пить и во что одеться. Это не есть стратегическое мышление. И в войне побеждает тот, кто имеет это мышление дальше. Он эти ходы дальше видит. Простой обыватель, среднестатистический человек, он этого не понимает, поэтому он начинает всё время ругаться о том, почему так поступили, а тут не так поступили. Он не видит больше одного хода. А люди, которые этим занимаются, они видят на много ходов вперёд, они просчитывают ситуацию. Вот наверно Иоанн Лествичник просчитал это и понял в 16 лет, что пора уходить от этого мира, всё это суета и ни к чему хорошему не приведёт.

Так что пожелание всем эту книгу читать, она сейчас есть в любом доступе. Там 30 глав, как 30 ступеней. Первая — это отречение от мира, а последняя — любовь. Это главное, к чему мы стремимся — любовь к Богу и к ближним. Потому что Бог есть Любовь. Но если человек по-настоящему не отречётся от мира, никакой настоящей любви в нём не будет. Есть такой распространённый пример. Умирает кто-то из близких, например, муж или жена. И человек неутешно плачет, год или два, по-разному. И хочется спросить: а ты чего плачешь то? Говорят: мне его жалко. А чего ты их жалеешь, они уже закончили земную жизнь. А оказывается человек не их жалеет, а ему жалко себя, что он потерял того, на кого можно было опереться, кто ему что-то подносил, помогал. Но это же себя жалко, а он этого даже не понимает, он говорит: я его жалею. Но Господь решил, что его жизнь должна закончится. Ты молись за него. И так в жизни бывает очень часто, не обязательно смерть — это крайний пример. Очень многое в жизни так. Человеку кажется, что он что-то хочет сделать и делает это правильно, а на самом деле, если бы он знал себя поглубже, он бы понимал, что двигают им совсем не добрые намерения.

И еще, приведу одну цитату из Лествицы. Она, конечно, очень простая, короткая, но она очень глубокая. Не дословно, но смысл в том, что «если враг нашего спасения дьявол отпал от Бога одним только качеством — гордыней, то Иоанн Лествичник пишет очень тактично, значит смеем предположить, что вернуться к Богу можно одной только добродетелью, которая называется смирение». Но только он не расшифровал как этого смирения достигнуть, а это достигается всей нашей жизнью. Как говорит Иоанн Крестьянкин, нас учит сама жизнь. Мы учимся, бьемся об углы, падаем в лужи, образно говоря, набиваем себе шишки, делаем себе проблемы, внутренние, внешние, как правило сами, своими страстями и грехами, вот на этом учимся и смиряемся, понимаем, что человек ничего из себя не представляет. И он безгранично начинает быть благодарен Богу, что Бог его терпит, милует. А когда человек думает, что он что-то из себя представляет, это тяжелый случай. Это как раз пища для гордости, для самомнения и прочих грехов и страстей. А как это происходит? У всех по-разному. Поэтому эту книгу читайте, может многих проблем бы в жизни избежали. А то ведь проблемы в жизни с родственниками, с детьми. А почитайте, какое глубокое познание человеческой натуры.

Ведь кто был этот сын беснующийся, которого отец привел ко Христу? Если образно говоря, это наш характер бесноватый, наша самолюбивая натура, что мы постоянно беснуемся, нас то в огонь бросает, то в воду. А вот пост и молитва могут нас исцелить. Но пост и молитва не сами по себе нас исцеляют, а они нас приводят ко Христу, они только как средства. Поэтому дай Бог, чтобы мы всё-таки думали, вразумлялись и спасались. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

11 просмотров

Комментирование запрещено