Воскресная проповедь 17.03.24. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Завтра для каждого христианина начинается особое время, это время Великого поста. В это время человек старается особо двигаться к Богу, а без осознания своего падения, своих грехов это движение невозможно. Если человек считает, что с ним всё в порядке, то этот человек не будет стараться изменить свою жизнь. К сожалению, большинство из нас такими и являются.

Но Великий пост — это не какое-то особое грустное время, а наоборот, святыми отцами называется духовной весной, когда человек духовно обновляется. А сегодня, накануне Великого поста, Церковь нам приводит на память, почему человек, если хочет быть с Богом, должен соблюдать воздержание, пост. А потому что наш праотец Адам — тот, от которого мы все произошли, — как раз нарушил вот эту заповедь, которую единственную дал ему Бог в раю: не вкушать от древа познания добра и зла.

Никто не знает, сколько Адам находился в раю, есть разные предположения. Рай — это особое место, и особое состояние тогда было у первых людей Адама и Евы. Они находились в блаженстве и познавали Бога, Творца своего. А Бог им дал познавать Себя как раз через окружающий мир, через деревья, растения, через животный мир, чтобы они прославляли Творца. Но они захотели познать сущность Бога. Быстро причем захотели. Им это обещал противник Божий диавол: он им сказал, что если они съедят вот эти плоды, которые им запретил есть Бог, познания добра и зла, то они сами станут как боги, знающие добро и зло.

А почему Господь запретил и дал такую заповедь запретную? Это было для того, чтобы человек проявил свою свободную волю: а что он хочет — по Божьи поступать или всё-таки как-то по-другому? И человек проявил свою свободную волю. Он не поверил Богу, а поверил диаволу, захотев стать Богом, стать как Бог. А в результате он не просто не стал как Бог, а он стал хуже твари, хуже животных. Он испугался Бога. Сейчас тоже многие в храм боятся ходить, к священнику подойти боятся. Почему? Это последствия греховности. Мы стесняемся. А на самом деле — боятся узнать о себе правду. Даже взрослые мужики, которые, казалось бы, многое в жизни видели, боятся, потому что правда бывает порой горькой в том, что ты человек падший, грешный, отпал от Бога. Не каждый это хочет о себе услышать. Так вот Адам, когда совершил отпадение от Бога своей волей, то он был Богом изгнан из рая. И как говорят нам церковные песнопения, он сидел против рая и горько плакал от того, что он потерял, потерял вот это блаженство с Богом.

Что такое блаженство, если на наш примитивный человеческий язык перевести? Мы называем это «счастье», когда человек счастлив. Не от того, что у него денег много, или от того, что еще какие-то вещи происходят, а просто от того, что он живёт, он просто от этого счастлив. Поверьте, таких людей практически нет, это святые люди. Святые люди, которые счастливы, потому что они постоянно двигаются к Богу, и у них даже был пост постоянный. Не как у нас — периодами. Но мы так не можем, мы говорим, что слабенькие мы, нам тяжело. Церковь, как чадолюбивая мать, говорит, что ты не всегда должен поститься, каяться особо. Да у нас так и не получится. Но периодами.

И вот особая десятая часть года — это Великий пост. Это, образно говоря, наша плата, дань Богу, что мы десятую часть года посвящаем Богу. Год — это 365 дней, а пост как раз 36,5 дней, если убрать субботы и воскресенья. И вот за весь год всё, что мы в своей жизни нагрешили, за это время надо попытаться в себе исправить, изменить, и тогда мы тоже по Божьей милости можем сподобиться блаженства Божия. Каждый в разной степени, как кто может вместить.

Поэтому пост — это не какая-то такая нудная затея, которая нам говорит «не ешь этого, не делай этого». Хотя и об этом говорит, но ради чего это делается? Чтобы человек приблизился более к Богу, чтобы стать не изгоем, как Адам, а стать сыном Божиим, дочерью Божьей, всыновиться Богу. Вот для чего установлены посты.

А сегодня в Евангелии Господь говорит, что Он дал Своим ученикам молитву «Отче наш», и там есть в конце слова «… и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». И дальше Господь говорит, как бы объясняя еще глубже: «Если будете отпускать людям согрешения их, отпустит и Отец ваш небесный, а не будете, то и Отец небесный не отпустит согрешений ваших». А ещё говорит: «Когда поститесь, не будьте унылыми, чтобы напоказ это делать». Как делали фарисеи. Фарисеи специально постом как-то и одевались, чтобы все видели, что они постятся, и лица у них были такие скорбные, они специально так делали.

А Господь говорит: «ты, когда постишься, умой твоё лицо, помажь твою главу». Это, кстати, обычай восточный, что человек в особой радости свои волосы мазал благовонными маслами, чтобы как бы усилить свою радость. А нам Господь так образно и говорит о том, что лицо умыть — чтобы были чистые помыслы и душа была чистой, чтобы не напоказ поститься и все видели, а чтобы это было тайной. «И тогда Отец небесный, говорит Господь, увидев, что ты делаешь это втайне, воздаст тебе явно». Т.е. Он здесь нас как бы излечивает от тщеславия, чтобы мы не тщеславились своим постом.

А ещё один враг для поста и вообще для каждого человека — это страсть любостяжания, когда человек всё время что-то собирает материально. И Господь говорит: «Не собирайте сокровищ на земле, потому что их воры крадут, они сами по себе портятся, истлевают, их ржа ест, моль ест. А собирайте себе сокровища на небесах, где ни воры украсть не могут, где тля не тлит, где ржавчина не ест». Если у человека есть добродетель терпения, то кто её отнимет? Никто не отнимет. И другие добродетели — это сокровища небесные. А если ты имеешь материальные какие-то сокровища, то даже если у тебя их не отнимут, но если ты их вот так собираешь-собираешь непонятно для чего, опять же из тщеславия, что вот у тебя всё это есть, то прибавят ли они тебе жизни, дадут ли счастье? И Господь заключает: «Потому что где будет ваше сокровище, там будет и ваше сердце». Это очень важные слова. Потому что наше сердце, если мы туда заглядываем, оно вряд ли принадлежит Богу. Оно принадлежит всему чему угодно. Согласны со мной? Конечно, у нас в сердце нет чистоты. А всё потому, что очень мы привязаны к любостяжанию и материальному. И Господь говорит: «хотите, чтобы ваше сердце было с Богом, значит и сокровище ваше должно быть духовным, тогда и ваш внутренний человек будет стремиться к вечному». Но это не так легко, это говорить легко, а сделать это трудно.

Надо победить себя, свой эгоизм, свое самолюбие. А вот пост как раз и служит тому, чтобы себя смирить, чтобы запретить себе определённый род пищи, запретить себе всякие развлечения, увеселения. Причем самому себе, никто же не будет ходить и нам запрещать — это свободное волеизволение каждого человека. Вот себе это важно запретить и заменить это духовным: молитвами, хождением в храм, добрыми делами. Не ради собственного эгоизма, а ради Бога. А то ведь мы как дела делаем? Делаем и хотим, чтобы нас похвалили, и хотим, чтобы кто-то увидел, чтобы узнали. Но разве это богоугодные дела? Это наш эгоизм и тщеславие двигают нас порой на добрые дела. А Богу угодно, когда ты не трубишь об этом и ничего не рассказываешь, и не ждёшь похвалы.

Поэтому дай Бог, чтобы мы помнили это, что поститься не надо на показ и что сокровища нужно собирать не материальные, а духовные. Материальные никуда не денутся, они будут, Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и вам всё остальное приложится». А Давид говорит: «Не видел я праведника, который бы нуждался в хлебе». Господь его всегда пропитает, если человек по правде Божией старается жить. Поэтому вот такие установки перед постом нам даёт Святая Церковь.

Сегодня вечером во всех храмах всей нашей полноты Церкви будет так называемый чин прощения, когда люди-христиане испрашивают друг у друга прощения, потому что в пост надо вступать вот без этих оков, этих гирей греховных, которые нас тянут, что мы тут помним зло, тут нас обидели — это будет мешать постом. Т.е. надо всем отпустить, примириться со всеми, это тоже нелегко. Но без этого пост не получится по-настоящему, если ты будешь молиться, а сам вспоминать, как тебя соседка обидела или как тебе кто-то ещё какую-то гадость сделал.

Но и надо знать откуда эта традиция — она из монастырей древних. Почему они так прощались, искренне причем? Не просто знаете, так, формально. А потому что они знали, что может и не доживут до Пасхи, может это последний пост в жизни. Они же сходились вместе в монастырь, у Бога просили прощения и расходились по пустыне жить вот этот пост в уединении, в молитве. И никто не знает, доживет ли он, может он где-то скончается. Ведь жизнь в пустыне — это не городская жизнь с горячей и холодной водой и с туалетом, со всеми удобствами, когда рядом магазин есть с едой. А там ничего такого нет. Поэтому они так и старались примириться друг с другом, потому что не знали, доживут ли до Пасхи и до следующего поста. Но и нам надо так стараться, потому что мы тоже не знаем, доживем или нет. Сколько было людей, даже здесь стоящих, которые уже не с нами и которых Господь уже призвал в вечность. Может и для кого-то из нас этот пост будет последним. И уже потом не будет возможности примириться с Богом и ближними, поэтому, помня это надо вступать в Великий пост, и это очень благодатное время.

Не надо думать, что пост — это что-то очень грустное. Конечно, сначала тяжеловато себя заставить. Конечно, потому что мы любим вкусно поесть. А тут надо себя ужимать. Но это только поначалу. Потом, когда человек уже в это входит с Божией помощью, и Господь, конечно, помогает, без Божьей помощи и не получится, тогда неплохо бы верить в то, что Пасха Христова, которая венчает этот пост, что она будет по-настоящему, когда Христос воскреснет в наших сердцах и душах, и что мы действительно не просто на каких-то эмоциях говорили «Христос воскрес», а чтобы мы это действительно ощутили и чтобы мы ближе стали к Богу, и чтобы Бог воскрес в нас, чтобы мы соединились с Ним ближе, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

5 просмотров

Комментирование запрещено