Воскресная проповедь 21.07.19. Об исцелении бесноватого

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватого, который жил не как люди, но жил на кладбище в гробах. И был так свиреп, что люди пытались его связать железными цепями, а он, будучи гоним бесом, разрывал эти цепи и опять убегал, живя в местах, где хоронят людей. Но когда в эту Гергесинскую землю пришёл Господь, этот человек пал пред Ним и стал Его просить о помиловании. Господь спросил: «Как имя твое?» – Спросил не у этого человека, а у бесов. Бесы говорят: «Имя мне – легион». Легион – это отряд римских воинов. Так много было в нём бесов. И эти бесы стали просить у Христа, чтобы Он их не посылал в бездну, в ад, а разрешил им войти в стадо свиней, которое неподалёку паслось. Господь им разрешил. И как только бесы вышли из человека, вошли в этих свиней, то всё стадо бросилось с обрыва в воду и утопилось. А этот человек стал здоровым, и Господь ему сказал: «Иди к своим и расскажи, что сделал тебе Бог». А люди этой деревни услышали, что свиньи утонули, пришли к Господу и говорят: «Господи, иди куда хочешь, только к нам не надо больше приходить».

В этом Евангельском рассказе говорится как всегда о каждом из нас. Бесы, живущие в этом человеке — это образ того, что порой бывает и с нами. Если этот человек был в крайнем таком бесновании, то в каждом из нас это проявляется в течение всей жизни, и очень часто разными грехами. Если человек нормальный, здравомыслящий, то он не скажет, что в нём нет грехов. По слову апостола Иоанна Богослова, «человек, в котором нет Света Божьего, говорит, что он не имеет греха, а человек, который мало-мальски просвещён Богом, видит в себе грехи». И говорит, что «да исповедует себя грешником». Но исповедовать – это одно, а исцелиться – это совсем другое. Этого человека Господь исцелил по одному Ему известному плану, по воле Божией. А нас порой не исцеляет, чтобы мы всё-таки сами своими пускай слабыми, но человеческими силами пытались бороться со своими грехами и страстями. А почему Бог тут вдруг послушал бесов и исполнил их просьбу? Тут несколько причин. Во-первых, чтобы показать лютость бесов, т.е. через смерть этих свиней показал, что бесы никого не щадят. Даже эти бессловесные животные, когда в них вошли бесы, утопились. По-нашему – закончили жизнь самоубийством. Так повели себя эти бездушные неумные твари, которыми напрямую уже господствовали бесы.

Ещё причина в том, чтобы мы знали, что без Божией воли ни один бес человеку не может повредить. Видите, они, бесы, просят у Бога. Был ещё в Ветхом Завете многострадальный Иов, который жил праведно. Дьявол позавидовал ему и просил, чтобы Бог позволил этому человеку сделать пакости. Бог позволил. Для чего? Чтобы прославилось имя Божие, чтобы этот человек Иов, даже когда у него погибли все дети, когда он потерял всё свое праведно нажитое богатство, потерял здоровье, он Бога не прогневлял, а благословлял. И вот он несмотря на то, что был человеком ещё ветхозаветным, но имел страх Божий, и при всех земных скорбях он Бога прославлял и этим посрамил дьявола.

А мы, живя в наше время, порой думаем, что с нами что-то случается без воли Божией. Мы говорим: «Почему Бог попускает то или иное зло?» Но ведь мы не умнее Бога. Мы не знаем порой для чего, но верим, что для того главного – для нашего спасения. Чтобы мы в скорбях, болезнях, трудностях, борьбе с грехом приближались к Нему и Его этим прославляли. И получается, что нам в принципе бояться дьявола и не надо. Что его бояться? Он может только пугать, а сделать без воли Божией он ничего не может. Бог пользуется его злобой всегда во благо. И даже Господь его назвал «князем мира сего». Но ведь «князь» почему? Потому что Бог ему позволяет. Для того, чтобы у нас был выбор кому служить – князю мира сего или Богу. Выбор у каждого человека сознательный и свободный. В этом и ценность каждого человека, что он имеет выбор, куда идти – к Богу или к дьяволу, чтобы он не говорил: «А я был не свободен в выборе, меня заставили, понудили». Как порой бывает – женятся или замуж выходят, говоря «любим-любим», а через полгода говорят: «Не любим- не любим». Или говорят: «А что нам делать?» А кто вас заставлял? Вы же сами это выбрали, или кто-то заставил?

И ещё: жители этой страны сказали Господу: «Иди отсюда». — Мягко так. — «Господи, не надо к нам, иди куда подальше». Почему? Ведь им стало жалко, что свиньи погибли. Это же пища, мясо. Причем в Ветхом Завете такую пищу евреям и иудеям вкушать запрещалось, это грех был для них. Но они всё равно пожалели. Господь им повод для греха убрал, а они говорят: «Нет, пускай лучше будет. Лучше мы будем с мясом и со свиньями, чем с Тобой, Господи». Вот так и у нас порой бывает. Мы тоже говорим: «Ну зачем читать Евангелие, вдруг совесть проснётся? Это надо будет в храм ходить, посты соблюдать». Знаете, как известные люди говорят порой, звёзды шоу-бизнеса: «Я человек верующий, но ничего не соблюдаю». И как бы оправдываются своей профессией. Но они же этим себе приговор подписывают. Не соблюдаешь? Ну и какой результат будет? Ты для чего это говоришь, чтобы тебя пожалели? Для чего это говорить на всю страну, что ты верующий и ничего не соблюдаешь? Ты пропагандируешь безбожный образ жизни, зачем ты это говоришь? Тщеславие… Вроде можно и так в Бога верить. Да, можно. Можно верить по-разному, но только результат будет тоже разный. А всё, что Церковь установила, надо соблюдать. Даже порой, если это какие-то жертвы. Или говорят: «Я не могу в церковь ходить, я работаю». Ну бросай эту работу, что важнее — работа или Христос? «Работа важнее». Ну, тогда работай. Тут видите как, всё в жизни – выбор. Каждый выбирает кем работать, куда ходить. А жертвовать ради Бога трудно. Но это ведь ради Бога, ради вечности. Каждый выбирает сам… А Господь же, видите, Он не стал им навязываться. Не хотите — пошёл дальше. Но им оставил этого человека, чтобы они всё-таки подумали: был бесноватый, а стал нормальный. А вы такие люди, подумайте, может тоже в чем-то бесноватые, нужен вам Бог? Да, порой какие-то жертвы надо приносить, силы, средства, время. От мяса во время поста отказаться, от всяких увеселений, но если это нам дороже Бога, тогда о чем разговор? Тогда мы в аду уже сейчас. А дальше будет только хуже. Каждый делает выбор, и в этом опять промысел Божий и проявление Его любви к нам, что мы выбираем своей свободной волей. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

21 просмотров

Комментирование запрещено