Воскресная проповедь 28.04.24. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Всех вас, братья и сестры, поздравляем с великим праздником Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. По замыслу Божию наша душа должна быть градом Иерусалимом, чтобы туда вошёл Господь, и Он туда входит. А что мы с Ним потом делаем? Мы Его распинаем своей злобой, ненавистью, жадностью, завистью, т.е. своими грехами, своей распутной жизнью.

Этот праздник — один из самых драматичных в Церкви, потому что сначала у людей была радость, а через несколько дней эти же люди, которые приветствовали Христа, кричали «распни Его». Это про нас с вами. Мы, к сожалению, порой бываем тоже такими.

И в который раз, присутствуя на этом празднике, мы должны сделать для себя выводы, что не надо так поступать, не надо быть бездумной толпой, потому что толпа — это безумие. Человек должен быть личностью, похожей на Бога. А толпа — это когда «я как все», «все туда, и я туда». Эта толпа кричала, и они многие не понимали, кто такой Господь. Все так делали, и я так буду делать. А потом все кричали «распни», и я так буду.

Христианин, и вообще человек, таким не должен быть. Человек должен иметь ориентиры в своей жизни, не так, как говорит толпа, а как говорит Бог через Свои заповеди, через святое Евангелие, через Свою Церковь. Вспоминаются слова Паисия Святогорца. Не так давно жил этот человек в Греции. Он говорил: буквально несколько десятилетий назад все шли в правильном направлении, к Богу, большинство людей. И если человек в чем-то оступался и делал какой-то грех, то вот эта общая масса людей его всё равно уносила к Богу. А сейчас настали времена, когда все идут в ад. И если человек захочет жить по Божьи, ему придётся идти против течения, т.е. не так, как все.

И сейчас такие времена. Сколько у нас в нашем обществе дурных богопротивных обычаев, которые мы почему-то стараемся соблюдать. «А вдруг люди что-то не так подумают, скажут?» А почему-то одна из заповедей Божиих — шесть дней делай свои дела, а седьмой день Богу посвящай — т.е. раз в неделю христианин должен быть в храме. А это у нас почему-то не получается, потому что у нас дела, рынок, магазины и прочее, прочее. И не только эта заповедь.

Обычно у людей в голове обрывки заповедей Божиих. Помнят 2 заповеди: «не убей», «не укради». Хорошие заповеди, конечно, а главная то какая? Люби Бога. Что же вы её выкинули? А любовь к Богу проявляется в любви к храму Божию, к богослужению, участии в святых таинствах, исповеди, причастии, соблюдении постов, соблюдении всего того, что Церковь учит. И даже если все будут говорить против, надо делать, как говорит Бог.

Вот израильтяне поступили стихийно, как толпа. Наверно многие из вас видели, что творится на концертах каких-нибудь групп, как стадион беснуется, когда там на сцене кривляются. Вот это толпа — страшная вещь, она может на своём пути смести всё. А почему? А потому что им говорят: расслабься, плыви по течению, как все, так и ты. Все орут, и ты ори, все пиво пьют, и ты пей. Расслабься. Стадионы собирают, тысячи людей беснуются. А на спортивных каких-то мероприятиях? Беснуются люди, потому что это толпа. Люди говорили, что когда попадаешь в эту атмосферу, и ты вольно или невольно начинаешь делать так же. Это всеобщий психоз.

Поэтому надо остерегаться этого психоза толпы, а стараться подчиняться закону Божию. Пост уже закончился, но мы постимся до Пасхи, чтобы приобщиться к страстям Христовым, чтобы сострадать Ему как-то, показать, что нам не безразличны Его страдания, тем, что мы отказываемся от пищи определенной, а тем более эту седмицу желательно провести молча, в созерцании этого великого подвига Христа.

Да, современная жизнь нас часто от этого отвлекает, но надо стараться. Мудрый человек все свои дела за пост сделает, а Страстную седмицу оставляет пустой, без дел. А глупый человек начинает в Страстную седмицу суетиться — куличи, пасхи, убираться. Это неразумно, всё это надо было сделать Великим постом, все свои дела, за исключением, если человек где-то на службе состоит, на работе. А все остальные дела, в которых само по себе ничего плохого нет, убраться и прочее — почему-то начинают суетится в Страстную седмицу. Это какая-то дьявольская уловка. Вместо того, чтобы человеку приобщиться великому чуду, таинству, мы начинаем суетиться. Это неправильно, не мудро, уже всё сделать надо было. А сейчас надо быть только со Христом. Этому из года в год человек учится. Конечно, сразу этому не научишься, тем более если человек в 70 лет первый раз переступил порог храма. Да даже если и в 40, для него это какая-то космическая жизнь, он совсем по-другому живёт, всё наоборот.

Как говорят, предпраздничная суета. А в эти дни у нас тем более майские праздники попадают на Страстную седмицу. Естественно, большинство наших соотечественников будут понятно чем заниматься в Страстную седмицу. Потому что они дикие, их никто не учил жить по Божьи. Не потому что они такие плохие. А кто их научит? Точно не Советский Союз, когда пытались закрывать все храмы и монастыри. Поэтому они это делают, потому что у них такая радость осталась: 1 Мая, Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Это замена настоящего, другого нет, у них же нет Бога. А есть такие праздники, поэтому судить никого мы не имеем права.

Но хотелось бы, чтобы люди наши всё-таки проснулись и поняли что к чему. Но тем не менее не будем падать духом, не будем унывать, а идти к Богу. Вот эта седмица — это тоже путь к Богу, путь к Воскресению Христову через Его Голгофу, через распятие и через Воскресение.

А мы весь пост от нашего имени слышали в храме к Богу обращение: «Сподоби, Господи, нам видеть и Твои страдания, и видеть Твое Святое Воскресение». Ведь Пасха Христова — это не очередной праздник, это же не 1 Мая, это мирового масштаба событие. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то наша проповедь вся бесполезна». Что толку если мы умрем и на этом всё закончится? В том то и дело, что не закончится. Говорят: «живем один раз». Живем один раз, но вечно. Конца не будет. Начало есть — с момента зачатия каждый человек начинает жить в утробе матери. Потом рождается в эту жизнь, потом живёт на земле, а потом рождается в жизнь вечную через телесную смерть, это тоже рождение. Поэтому мы все живём вечно. В это человек может верить, либо не верить, но когда умрём, всё поймём, там уже верить будет не надо, там уже всё будет открыто.

Но Церковь, если она для нас авторитет, она говорит нам об этом словами Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». Так что будем об этом помнить, всех вас еще раз с праздником. Дай Бог, конечно, чтобы у нас было и телесное здоровье, и душевное здоровье. Ведь мы почему грешим часто? А потому что мы все неврастеники, мы все дёргаемся, переживаем часто по-пустому. От наших переживаний причем ничего не зависит, а мы переживаем. А о своих грехах не переживаем. А вот о грехах соседа мы переживаем, потому что он не так поступает. Похоже ведь на нас? Но от того, что ты об этом переживешь, он ведь не изменится. Ты только будешь лишний раз душу свою травить и мучить. Вместо того, чтобы зло победить, которое живёт в нашей душе, мы пытаемся победить зло, которое живёт в других. Но это не получится, таков закон духовный. Зло побеждается только добром. Это очень трудно, но будем стараться.

Протоиерей Андрей Поляков


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Святая Церковь совершает праздник Евангельского события Входа Господня в Иерусалим, или по-другому Вербное воскресенье. Накануне этого праздника мы также вспоминали Евангельское событие, которое взбудоражило, привело в движение общественность не только Иерусалима, но и окрестностей, и близких, и дальних. Христос воздвиг из мёртвых Своего друга Лазаря, воскресил его.

Теперь представление людей о жизни и смерти кардинально менялось. Оказывается, что смерть не навсегда. Оказывается, что смерть, как и жизнь, в руках Божиих. И вот люди собираются в Иерусалим для того, чтобы посмотреть на того, Кто воскресил Лазаря. Наверно, чтобы побеседовать с Ним, чтобы попросить что-то у Него, прикоснуться к Нему. Наверняка среди тех, которые собирались тогда, чтобы увидеть Христа, были уже те, кто Его немного знал. Наверняка были те, кого Он уже однажды исцелил от какой-то болезни, например, те, которые были прокаженными; наверняка были те, которых Он, Христос, чудесным образом напитал, накормил умножением хлебов и рыб. Наверняка были свидетели многих других чудес. И вот они идут в Иерусалим.

Дело в том, что согласно ветхозаветным пророчествам Мессия, Избавитель иудеев должен был явиться на праздник Пасхи в Иерусалим. Праздник Пасхи — это воспоминание избавления евреев из египетского плена. И был такой закон, что каждый мужчина, который жил на расстоянии от 30 км от Иерусалима, обязан был прийти на Пасху в этот город.

Но в тот год на праздник Пасхи в Иерусалим собралось по подсчетам древнего историка Иосифа Флавия больше 2,5 миллионов людей. Это очень такая большая цифра. И они ожидали, что Христос и есть тот Мессия. Но что они от Него ожидали, от царя? Наверно то же самое, что и большинство из нас, когда обращаемся к Богу с молитвой: чтобы было у нас благоденствие, материальный достаток, здоровье, чтобы этим всем пользоваться.

И если внимательно посмотрим, то в Евангелии ещё в первых главах сказано, что дьявол искушал Христа в пустыне. И собственно он искушал теми же словами или просьбами, которые и ожидали от Христа, он говорил: сделай так, чтобы камни стали хлебами, сотвори чудо; поклонись мне, и я сделаю так, что все царства будут перед Тобой трепетать. Т.е. люди, как бы это ужасно не звучало, стремятся к тому царству, которым искушал дьявол Христа в пустыне.

Но Христос не оправдал надежд множества людей: Он не принёс материальных благ, благоденствия, но Он дал нечто большее. Он дал возможность жить вместе с Ним в Его царстве и жить не как рабы, не как слуги, но как братья и сестры, как Его друзья, как Он Сам называет Своих учеников.

Видимо люди не понимали или не хотели тогда понимать, что Царство Его не от мира сего. А тогда они встречали Христа с пальмовыми ветками, как победителя, и сказано, что расстилали свои верхние одежды Ему под ноги, точнее под ноги ослицы, на которой Он въезжал в Иерусалим.

И это тоже такой примечательный момент, потому что одежда человека в те времена особенно говорила о его таком социальном статусе или положении. По одежде можно было понять, бедный человек или богатый, из какого он региона и так далее. Но если посмотреть в духовном смысле, вот наступает Страстная седмица, и первые несколько дней до четверга будет петься такое песнопение: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, но одежды не имам, просвети одеяния души моея, Светодавче, и спаси мя». О какой одежде здесь говорится? Церковь призывает человек снять с себя ветхую одежду ветхого человека, который поражён грехом, страстями и пороками, как будто окутан в эту одежду. Снять, скинуть её, бросить под ноги Христу, чтобы Он попрал её.

И не зря вчера в Лазареву субботу и в Великую субботу, на Пасху и всю Пасхальную седмицу будет петься песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Т.е. мы призваны скинуть с себя, сбросить эту ветхую одежду греховную, а облечься во Христа.

Христос входил в Иерусалим не как царь земной. Это было видно по тому, что Он въезжал на ослице. Не на коне, как земной повелитель, правитель, воин, а на осле. Осел в те времена — это образ мира. Это мирное животное. А вот конь, лошадь — это воинственное животное, потому что это как бы военное средство передвижения. Христос как бы показывает, что Он если и стремится стать царем, то царем мира. Господь знает зачем Он въезжает в Иерусалим. Он об этом неоднократно говорил апостолам, говорил, что Он будет предан в руки язычников, что Его будут бить, в Него будут плевать и что Его распнут.

Ученики по-разному реагировали на это пророчество: одни просто молчали, другие старались возразить Ему, как апостол Петр, третьи старались уберечь Его, говорили: зачем Тебе идти в Иерусалим, когда иудеи ищут Тебя убить? Но Христос знал для чего Он туда шёл: чтобы исполнить главную миссию Своего служения на земле — пострадать на кресте, умереть, чтобы потом воскреснуть.

И вот этот праздник Входа Господня в Иерусалим с одной стороны радостный, а с другой он, конечно же, печальный, потому что он открывает для нас вход в Страстную седмицу. И Церковь призывает нас последовать в эти дни за Христом, последовать не как тогдашние древние люди, чтобы увидеть земную славу Христа, но для того, чтобы стать свидетелями Его небесной славы, Его воскресения и жизни вместе с Ним в небесном Иерусалиме. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

9 просмотров

Комментирование запрещено