Воскресная проповедь 29.10.23. Притча о сеятеле

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышали притчу Господа о сеятеле. Многие из нас слышали такие слова «спасаться с Богом или погибать». Сегодня в этой притче Господь говорит нам горькую правду, что спасается из всех людей только каждый четвертый, остальные гибнут. А почему? Потому что отношение человека к слову Божию у всех разное. Господь говорит: «Вышел сеятель сеять своего семени». Это Он имел ввиду Самого Себя. Т.е. Господь сеет Свое слово в этом мире через проповедь Церкви, через многие события нашей жизни, через окружающий нас мир. Например, через красоту природы.

Но когда сеятель сеет, семя попадает на разную почву. Господь говорит: одно попало на дорогу, и прилетели птицы, и это семя склевали, и оно не дало плода. Другое семя попадает на камень, и, поскольку не имеет глубины земля, это семя тоже не даёт плода. Третье семя попадает в тернии, т.е. в сорняки, и эти сорняки заглушают семя, и оно тоже не даёт плода. И только когда семя попадает на добрую почву, которое способно семя принять, только там даёт плод, где-то в 30, где-то в 60. Мы знаем, кто земледелием чуть-чуть занимается, что сеешь одно семя, а оно даёт еще много. Например, пшеница: одно посеял, а там в колосе их много. И вот от качества почвы зависит, прорастет ли семя и даст ли плод.

Господь такими притчами говорил людям. А почему Он говорил притчами? Потому что не каждый человек может понять духовные истины. И только тот, кто начинает вдумываться в глубину, в смысл сказанных слов, только эти люди понимают. Как говорит Господь: «Имеяй уши слышать да слышит».

Простой пример. Люди работают в кабинете, и у них перед входной дверью висит табличка «Выходя, гасите свет». Для чего это написано? Потому что многие забывали и уходили, и электричество тратилось впустую. Но если человек будет буквально это понимать, если он недалекого развития, он будет, каждый раз выходя, читать и выключать свет, хотя там люди еще сидят. Но это написано для того, кто последним выходит, и когда уже никого нет. Т.е. везде надо вдумываться, погружаться вглубь. Поэтому Господь говорит притчей.

Если человек просто так послушал, то как свинья к бисеру, скажет «это не для меня» и пойдёт дальше. А если человек думает: «нет, здесь что-то глубже есть, надо подумать», тогда человек начинает разумевать некоторые вещи.

И вот когда ученики остались наедине с Господом, они говорят: «Объясни нам смысл этой притчи». Им Господь сказал, что сеятель — это Сын человеческий, т.е. на Себя Он показал, т.е. воплощенный Бог, который сеет слово Своего учения. А люди подобны этим четырем состояниям: кто-то как дорога, в которой семя Божие не задерживается, потому что дорога утоптана, попадает семя, и приходит дьявол и его уносит. Человек послушал, и тут бес ему говорит: «да ладно, иди скорее на базар, мясо покупай, какое там воскресенье, главное, что это выходной, беги скорее покупай, зачем идти в храм?» И все бегут.

А камень — это которые слышат и говорят: «да, всё принимаю, хорошо, всё правильно». А потом, как начинаются искушения и испытания, всё — человек уходит от этого, отрекается и не приносит плода. Т.е. не хочет за слово Божие терпеть что-то. Хочет так, по лёгкому. А по лёгкому не получится. Без скорбей, без трудов, без терпения. Вот такие люди есть. Вроде принимают слово, а когда доходит до дела, никакого дела уже нет.

А третьи люди — это когда семя попадает туда, где много всяких сорняков. Это люди, которые заботятся только о том, что поесть, попить, какие-то земные заботы у них. А о вечности не думают. А про современное время даже ещё Феофан Затворник говорил в XVIII веке: «Под этими терниями и сорняками надо ещё понимать различные учения, которые противны вере христианской». А уже за эти два века с 18-го столько учений наружу вылезло: сейчас кто чему только не учит как жить, как поступать. А тем более сейчас есть интернет, в котором всё расскажут про что угодно. И человек этим всем ветром учений увлекается, а истинное учение в нем заглушается.

И только когда человек принимает, слышит слово Божие, держит его, — как сказал Господь в Евангелии именно «держит», т.е. он его не забывает, — то в терпении приносит плод. Нужно терпение, вот только тогда происходит спасение человека.

Знаете, сколько в храм людей приходит? Достаточно много. А для чего? По разным причинам, но остаются здесь единицы. Пришёл, свечку поставил, записал и ушёл. И на душе вроде полегче — что-то сделал. Он хорошее дело сделал? Конечно, хорошее — пришёл в храм. Но дальше то он не идёт. Для него этого достаточно. И только немногие остаются и становятся учениками Христа. Хорошо это или плохо? Хотелось бы, чтобы люди не были такими беспечными, а задумывались о вечной своей участи.

Как сейчас многие говорят: «а, будь что будет, чего об это думать?» Но видите, Господь нас предупреждает: «Имеяй уши слышати да слышит». Вспомните русскую поговорку: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». А надо чтобы человек задержал в себе слово Божие и стал с ним жить в терпении. Господь же нам много заповедей даёт в Евангелии. А сейчас Евангелие найти не проблема: в любой храм зайдите, вам бесплатно дадут сколько хотите, только читайте. Но к сожалению, происходит так, как Господь сказал в этой притче: большинству людей в одно ухо влетело, в другое вылетело. «Я, — говорит, — сочувствующий». Сочувствуй дальше, ты в ад идёшь со своим сочувствием. Толку от твоего сочувствия? Ты сам должен стремиться жить так, по Евангелию. Но в ответ слышим: «Я не против веры, я сочувствующий, но мне больше ничего не нужно».

Поэтому какой мы можем сделать вывод? Ведь и нас это касается. Нас Господь неведомыми путями к Себе приводит каждого, учит, посылает нам всяческие вразумления, даёт нам Своё слово, и от нас зависит, какая у нас в душе почва — хорошая, которая принимает слово и с терпением его несёт, либо она у нас как дорога, кусты или камень. Поэтому пусть каждый из нас сам задаст себе такой вопрос.

Дай Бог чтобы нам иметь уши слушать и слышать. Бывает люди на разных языках говорят: один одно говорит, другой другое, и они друг друга не слышат, каждый высказывает своё. А вот в отношении к Богу и к вере нужно забыть все свои взгляды, понятия, которые обычно бывают «больными». А ты должен слушать, что говорит Господь, и тогда, дай Бог, чтобы мы были в числе тех, которые берут слово, слышат, держат его и в терпении приносят плоды. А плоды какие? Они известны: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость, благость, воздержание (Гал. 5:22). Вот плоды Святого Духа. Если в нас этих плодов мало обретается или нет вовсе, значит мы пока ещё не приняли слово Божие. Дай Бог, чтобы мы всё-таки были в числе вот этой благой земли. Аминь. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

7 просмотров

Комментирование запрещено