Воскресная проповедь 29.11.20. Притча о добром самарянине

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем. Вчера начался Рождественский пост, который будет длиться 40 дней до праздника Рождества Христова, и дай Бог, чтобы все вы этот пост провели с пользой. Например, если кто-то из вас никогда не читал Евангелие, надо озаботиться и постом Евангелие обязательно прочитать.

Очень часто сталкиваюсь с тем, что люди приходят храм и абсолютно ничего не знают. А почему? Не хотим вникать, а это большой грех. Вот сегодня нам Церковь предлагает Евангельский рассказ о том, как Господь разговаривал с одним книжником-законником. Этот человек спросил у Бога: «А что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Когда встречаешься с людьми, которые приходят в храм, создается впечатление, что их вечная жизнь вообще не интересует. Их интересует, как продать козу или корову, как купить дом, что делать, если сын пьет — и все вот эти житейские вопросы. А этот человек задал Христу очень важный вопрос: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь ему говорит: «Заповеди знаешь Божии?» Он говорит: «Да». Господь говорит: «Какие?»

И вот этот вопрос мне приходится задавать тоже людям. И начинают городить такую ахинею на счет заповедей Божиих — такое впечатление, что в лесу диком живём: ни одной заповеди толком не знаем. А приходим в храм – хотим причаститься, хотим жить по Божии. А хотя бы элементарное что-то сделать не можем. Две минуты в день потрать или три – и за месяц уже все заповеди выучишь. Что трудно? «А зачем мне это надо, у меня проблем полно». «Мне надо то, то и это, а Бог мне не нужен».

А этот человек-законник, хотя и жил в Ветхом завете и у него понятия были ещё очень далеки от истинных, но он стремился, он так спросил, хотя Евангелие говорит, что он этим Бога искушал. А тогда все законники хотели Христа, считая, что они всё знают, как бы уловить Его. Но сам вопрос-то очень важный. Я 25 лет священник – ни один мне этот вопрос не задал из прихожан, ни разу за 25 лет. Все говорят: «А что делать — денег нет, кому молиться? болею – кому молиться?» Это, конечно, тоже важные вопросы. А вот как жизнь вечную наследовать?

Законник ответил, как ни странно, очень мудро. Он, прочитав весь Ветхий завет, выделил из него, из всех этих книг, которых там около 50-ти, он выделил две главные заповеди. А они там не просто так прямо написаны. Но он их понял. Значит он большую работу внутреннюю над собой провел. Он называет заповеди: «Возлюби Бога всем сердцем, всею душою, всей крепостью и всем помышлением. И ближнего своего как самого себя». Господь говорит: «Правильно ты сказал. Вот так живи, и будешь жить вечно».

Но тут ветхозаветный человек, тем более законник, от этих слов Господа пришел в некоторое надмение, что его вот Этот Особый Человек похвалил за то, что правильно отвечал. И он так возгордился и задаёт Господу вопрос: «А кто есть ближний мой?», поскольку заповедь говорит: люби ближнего, как самого себя. Почему он задал этот вопрос? Ну он считал, что его ближний, этот человек, должен быть тоже его уровня знаний, человек образованный, знающий ветхий закон, а к тому же в ветхом законе, и вообще в иудейской ветхозаветной религии, ближним считался человек одной с тобой национальности и одной с тобой веры. А другие считались язычниками, их даже псами называли. Для них они были псы, это нелюди.

И вот поэтому ему было интересно: а кто же мой ближний? И вот тогда ему Господь рассказал такой рассказ. Это даже не притча, а рассказ о том, что один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в разбойники, т.е. его встретили разбойники, избили, раздели, нанесли ему множество ран и оставили умирать. И вот мимо него прошли ветхозаветные служители храма – это были священник и левит. Они мимо него прошли, т.е. не стали ему помогать – посмотрели и мимо прошли.

И вот шёл человек из Самарии, самарянин, человек, народ которого у иудеев считался за псов, за людей, которые как бы сделали себе альтернативную веру. Если у иудеев покланялись в Иерусалимском храме, в граде Иерусалиме, то самаряне сделали себе свой храм на горе Гаризим, и у них было даже такое параллельное священство, в общем по-нашему – это была секта, т.е. это были сектанты, которые себе сделали свою религию. Иудеи не хотели общаться с самарянами, они их люто ненавидели, считали их полукровками, людьми нечистых еврейских кровей. Как и сейчас ортодоксальные иудеи считают, что человек должен быть чистых кровей. Если у него один из родителей не еврейских кровей, то это уже не то. И у них считается, что от этого ближе к Богу человек, от своей национальности. Конечно, это такой чисто ветхозаветный подход, и понятно, что это такое заблуждение, но они так были воспитаны.

И вот этот самарянин подошёл к этому человеку. Он, казалось бы, сам был из людей сектантов, по-нашему говоря. И он сжалился над ним, омыл его раны маслом и вином, посадил на своего осла, привёз его в гостиницу, там его устроил, на другой день хозяину гостиницы сказал: «Вот тебе два динария, чтобы ты его поил, кормил пока он не вылечится. А если ты сам потратишь что-то больше, я назад возвращусь, тебе тогда восполню это».

И задает Господь вопрос этому законнику после того, как рассказал эту притчу: «Кто из этих трех – священник, левит, самарянин — кто из них был ближний вот этому человеку, который попал в руки разбойников?» Естественно, тут и дурак поймет, законник отвечает, что тот, кто ему эту милость сотворил. И Господь ему сказал: «Иди, и ты делай также». Это же ведь сказано всем нам. Это сказано каждому из нас, чтобы мы учились относиться к людям, как заповедует Господь – не деля их на своих и чужих, наших и ненаших, по национальности, по вере. Заметьте, этому учит только христианство, православие. Никакая другая религия этому не учит. Т.е. если человек нуждается в твоей помощи, и ты ему можешь помочь, то ты не должен интересоваться, какой он веры, какой национальности, а если можешь – помоги, чем ты можешь, и этим самым исполнишь заповедь Христа. Да, тебе может быть неприятно это, потому что люди бывают разные, тебе может быть надо будет переступить через какие-то свои горделивые взгляды на себя, как вот этому законнику. Видите, он думал, что ближний мой – это какие-то особые люди, потому что он тоже особый. А Господь для этого рассказывает нам эту притчу.

Святые отцы, толкуя эту притчу, идут ещё глубже и дальше: они показывают, что этот человек, избитый разбойниками — это каждый из нас, это падший человек, которому законы, данные в Ветхом Завете, помочь никак не могут, под видом этого священника и левита, которые посмотрели и мимо прошли. И только лишь самарянин помог ему, а под ним подразумевается Господь наш Иисус Христос. Его кстати часто и называли так иудеи – они считали, что он тоже как сектант какой-то. Потому что Он учил тому, что не вмещалось в их умы и сердца. И они говорили: «Какие-то странные у Него учения».

И Господь берет человека, приводит его в гостиницу. Гостиница – это Церковь. Часто приходится слышать, как человек говорит: «я пришёл к Богу». Это же ложь. Как ты можешь сам прийти? Ты как вот этот человек избитый и израненный: тебя Господь привёл какими-то своими воздействиями, какими-то обстоятельствами жизни. Но именно Господь привел, а сам бы ты к Нему никогда не пришёл. Сами мы можешь прийти только в ад. Потому что, когда мы сами, это значит, что мы хотим воплотить только свои желания, свои стремления, которые у нас часто являются падшими. У падшего человек стремления какие? Есть, спать, чтобы никто не трогал, чтобы все любили и денег было много, и здоровье было лошадиное, а лучше — бычье. И чтобы все меня любили и хвалили – вот чего хочется падшему человеку. И ещё чтобы слава была, чтобы меня все почитали, чтобы все мне кланялись, уважительно относились. Вот чего хочет падший человек – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (Ин.2:16). Это так сформулировал апостол Иоанн. Вот чего хочет падший человек.

А Господь нас из этого состояния какими-то обстоятельствами жизни выбивает, Он видит, что мы погибаем, как человек в этой притче, который при смерти лежал уже. Это образ духовной смерти: гордость, самолюбие, эгоизм – вот что нас губит. И Господь приводит нас в Церковь, чтобы мы здесь воспитывались, занимались самовоспитанием своего внутреннего и внешнего человека, конечно больше внутреннего, но и внешнего тоже надо: и внешне одетым нужно быть прилично, уметь стоять в церкви, знать какие-то церковные законы внешние. Но и внутренне надо избавляться от самолюбия, гордости, зависти и прочих всех грехов. Без Церкви этого не получится.

В этой притче гостиница, как святые отцы говорят, это Церковь. Почему она гостиница? Потому что мы в этой жизни временно, как в гостинице, в гостях. Кто из нас об этом помнит? Мы так живём, как будто мы здесь вечно будем жить. Господь говорит: «Не собирайте себе богатства на земле, собирайте их себе на небе». А у нас всё наоборот. Мы собираем их здесь, думаем, что от этого зависит наше счастье земное. Может земное и зависит, но как небо от земли отстоит, также и земное счастье отстоит от счастья с Богом. Земное счастье — оно со смертью и с какими-то скорбями очень быстро улетучивается. Сегодня он тебе друг, завтра он тебя предал, сегодня ты здоровый, завтра ты больной. Сегодня ты молодой и думаешь – все мои поля, все мои леса. Как говорил Амвросий Оптинский: «Человек как жук — летит и говорит: все мои поля, все мои леса. Приходит осень, начинает снег падать. И сядет и говорит: ой только меня не спихни».

Вот так и мы. Мы думаем: ой, жизнь большая, буду жить на всю катушку, а тут раз — болезнь, раз — старость, скорби, искушения, и ты сразу понимаешь, что ты из себя представляешь ровно ноль. Но кто из нас это осознает? Может, кто-то и осознает. Кто без Бога – в петлю лезет. А кто с Богом, тот понимает – да, я сам по себе ноль, но я-то с Богом.. Христос говорит: «Без Меня вы не можете творить ничего». Апостолам говорил: «Будете иметь веру с горчичное зерно, совершите великие дела». Почему Церковь на земле стоит? Потому что есть люди — и были, и есть, и будут, — которые отрекаются от себя, от своего «я», и которые служат Богу и ближним. Мы их называем святыми. У нас их очень много в Церкви. Как говорят: «не стоит город без праведника». Не стоит город, если в нем нет человека богоугодного. Давно бы Господь этот город с лица земли стёр. А толку то что? Мы же понимаем, что если у нас есть огород, мы же в нем не растим крапиву и сорняки. Что не нужно, мы вырываем. А раз мы видим, что если там что-то еще растет, мы сохраняем. Вот так и Господь. Если бы не было у нас на земле людей, которые живут по Божьи, уже бы давно земля закончила свое существование. Смысл-то в ней какой? Это людям кажется, что мы живем без смысла, а у Бога без смысла ничего не бывает.

И эта сейчас болезнь, которую Господь попустил, тоже со смыслом, чтобы мы что-то поняли, чтобы мы сделали выводы. А тем более, что греха таить, разве не знаем, как люди живут порой: ночами по клубам шатается молодежь, а сейчас это всё прикрывается. Сплошные шоу, развлечения – сейчас это всё прикрывается. Конечно, может жестко так, как нам кажется, но мы должны помнить пословицу русских наших людей-предков: «Бог долго ждет, но больно бьет». Он долго ждет, пока человек сам не поймет. А если не понимает, тогда он за что боролся, на то и напоролся. Ты всю жизнь живешь только ради себя — тогда тебе обеспечена несчастнейшая старость. Это 100%. И в общем, если человек живёт так, что Бог для него не указка, тогда Господь говорит: живи, если тебе так хочется, ты же свободный человек. А в результате получаем то, что получаем: скорби, болезни, какие-то проблемы, потому что заглянуть в Евангелие и изучить заповеди Божии нам порой не то что трудно, а мы даже об этом не думаем. Мы думаем: вот я решил, подумал, и так есть на самом деле. А с чего ты решил, что это так? А ты свои мысли сверь с Евангелием. Как учит Творец мира Господь. Он говорит: вот так живи, так поступай, вот такие у тебя должны быть чувства, вот такие у тебя должны быть мысли, вот такая у тебя должна быть жизнь, если хочешь наследовать жизнь вечную. А мы в храм приходим, и у нас ума даже не хватает телефон на беззвучный поставить. Мы даже об этом не думаем. А Господь говорит: в малом верный и во многом верный будет.  Жизнь-то она из мелочей вся и состоит: тут не доделал, тут не так, а в результате потом слезы коромыслом. Это не Бог тебя наказал — ты сам себя наказал.

Вот сейчас пост как раз для того, чтобы мы к себе ещё раз пришли, увидели свои немощи, недостатки, очистили своё сердце, свою душу, свои мысли к великому празднику Рождества Христова. Мы к этому будем идти 40 дней. Надеюсь, с Божьей помощью к концу поста мы как-то изменимся к лучшему, и мы станем ближе к Богу. А когда ближе к Богу будешь? Когда поймешь, что ты хуже всех, когда поймешь, что ты падший и грешный человек, и не просто мозгами, а ты это ощутишь, поймёшь, что ты падший человек, что тебе нужен Христос, как в этой притче. Нужен Тот, кто тебя возьмёт, твои раны омоет и приведет в гостиницу – в храм – приведет тебя к Себе. Тебе нужен Христос, не для того чтобы Он тебе квартиры, машины, здоровье подавал, какие-то успехи в жизни, а чтобы Он тебе дал спасение, освобождение от твоих страстей, грехов и пороков – всего того, что тебе мешает жить.

Проблемы все в твоих грехах и в твоих пороках, которые есть у каждого человека, в слепоте ума твоего, когда ты, даже приходя в храм, вообще не понимаешь, что тут происходит. Уже 30 лет выпускается книга, называется Закон Божий. Там для новичков все расписано, что в храме происходит. Все черным по белому большими буквами. Почему мы это не читаем? Почему нас это не интересует? Нас интересует шоу, когда люди друг на друга грязь льют по телевизору и сплетни наводят, и сериалы бесконечные. Нам интересно же, что будет дальше, интересно что в следующей серии. А так жизнь-то и проходит — и всё, а потом гроб. И что ты Богу скажешь? Профукал всю жизнь за сериалами, за шмотками, за тряпками, за деньгами, за славой, за почетом, и вообще еще непонятно за чем. А результат-то какой? Как ты пред Богом предстанешь? Где твое покаяние? Где то, когда ты каждой клеточкой своего существа должен понимать – я без Бога ничто. Где у тебя это? А ты считал, что ты умный, ты всё понимаешь, ты лучше других, что ещё есть люди похуже меня. Какой же ты христианин, какая тебе вечная жизнь? Ад полон тех, кто на земле были правдоискателями, искателями справедливости. А почему? Гордость двигает. «Я правдоискатель, я сейчас добьюсь правды», —  себя то не видит, что он в гордости пребывает. Какой правды? Ты падший грешный человек. Это и есть правда, что твои мысли и чувства все изуродованы. Почти всё, что ты ни думаешь – это всё не так. А у нас как? Услышал, как кто-то где-то что-то сказал, и поверил в это, например, в то, что у нас оказывается специально людей всех убивает какое-то правительство мировое. Мы об этом ничего не знаем, но неужели этим надо жить? А сто лет назад кто убивал, когда столько было всяких поветрий? Господь попускает.

Великий старец нашего времени Иоанн Крестьянкин говорил: «Не ищите виноватых, не ищите виноватых. Молитесь больше и живите внимательно и осторожно». Вот как надо жить: внимательно и осторожно, и смотреть за собой, тогда Господь нас никогда не оставит.

Всех вас еще раз с праздником!

Сегодня, как многие из вас наверно знают, гражданский праздник – День Матери. Нельзя обойти эту тему стороной, потому что каждый из нас рожден матерью, и мать – это великое призвание Божие, быть матерью. У нас даже Церковь женского рода. Мы её зовем, что Она тоже наша духовная Мать. И Родина у нас тоже женского рода. Замечаете? Это тоже неслучайно. Так что всех матерей, и настоящих, и будущих, поздравляем с этим праздником. Дай Бог, чтобы ваше Божие призвание вы действительно пронесли через всю жизнь достойно, потому что мы знаем множество святых, которых воспитывали матери, без отцов даже. Это не значит, что это хорошо, но очень много святых воспитаны именно их матерями. И когда у кого-то спрашивали: как нам сделать, чтобы люди в обществе были хорошими, высокой нравственной жизни, здоровые духовно, то был ответ: дайте мне нормальную мать, и будет нормальное общество. Мать ребенка носит в себе, и от того, как она живет в этот период, очень зависит, какой родится ребенок. Поэтому всех вас еще раз с этим праздником.

На этой неделе, не забудьте, великий праздник в пятницу – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. По возможности приходите молиться.

Протоиерей Андрей Поляков

24 просмотров

Комментирование запрещено