Воскресная проповедь накануне Великого поста 26.02.2017

Воскресная проповедь в неделю воспоминания Адамова изгнания
(накануне Великого поста)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завтра, дорогие братья и сестры, начинается особое время в жизни каждого христианина. Это время называется Великий пост. Великим он называется не только потому, что он по продолжительности длинный, а еще по тому, насколько велико его значение в жизни каждого человека.

Святые богоносные отцы отделили это время как 10-ую часть от всего года. Почему мы должны соблюдать посты? В частности этот Великий пост? Сегодняшний воскресный день называется изгнанием Адама из рая и еще называется Прощеным воскресением. Наши прародители Адам и Ева жили (после того как их сотворил Бог) в общении с Богом в раю. И Бог им дал различные заповеди, но среди них была одна, запрещающая вкушать от древа познания добра и зла. Если вкусишь, — говорит Господь человеку, — то умрешь смертью. И мы знаем с вами, что по научению дьявола первые люди проявили непослушание и недоверие Богу, а более послушались врага Божьего – дьявола, и вкусили этот запретный плод и были изгнаны из рая. Это был не жест оскорбленного Владыки Бога. Он их изгнал не потому, что Он на них как бы обиделся, а потому что они в таком состоянии не послушания и в состоянии смерти больше не могли жить вечно. Иначе они бы тогда вечно были  не с Богом, а с дьяволом. И поэтому Бог дал им такую епитимию жить на проклятой земле, которая стала растить тернии и волчцы.

До грехопадения все люди были святые, жили с Богом, и земля вся была святая, и ничего ненужного на ней не росло, а после грехопадения людей земля стала произрастать всяким сорняком, и человек вынужден был добывать себе пищу, прилагая большой труд. В поте лица, — сказал Господь, — будешь зарабатывать свой хлеб. И, как говорит нам Церковь, Адам сидел напротив рая и плакал, потому что он начинал осознавать, как быть с Богом, и как быть без Бога. Это был его трагический, но свободный выбор. Он свободно избрал непослушание Богу. И можно сказать, что эта заповедь невкушения от дерева добра и зла была заповедью о посте, потому что это очень похоже. Как и мы сейчас не вкушаем определенного рода пищу, выражая свое послушание Церкви и Богу, тем самым возвращаемся и приближаемся к Богу.

Но люди по своей греховности, когда уже стали жить вне рая, даже само понятие о посте извратили. Этому пример – фарисеи. Во времена земной жизни Христа они тоже соблюдали посты, но делали это не так, как хотел бы от них этого Бог. А вот как соблюдать пост сегодня, нам сказано в святом Евангелии.

Во-первых, Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешений их, то не простит и Отец Ваш Небесный ваши согрешения», потому что мы все люди падшие и грешные, и просить прощения и прощать – это признак смирения, потому что как раз Адам с Евой этого главного слова Богу не сказали. Они говорили другое. Они оправдывались. Бог спросил Адама: «не ел ли ты плодов?», а он сказал: «жена дала». Жену спросил: «А ты не ела ли?» А она что сказала? Тоже начала оправдываться.. А что ждал от них Бог? «Прости, я согрешил…  Я виноват…» Как, дорогие братья и сестры, редко это можно встретить среди нас. Даже и в храмах Божьих. Как редко человек осознает свое падение, свою греховность, а ведь это первый шаг к Богу – осознание своего падения. Вот Господь и говорит: первый шаг – это самому прощать тех, кто против нас согрешает. «Если не будете отпускать грехи, и Отец Ваш небесный не отпустит вам ваши согрешения». Об этом и говорится в молитве, которую Господь Сам сказал своим ученикам, в молитве «Отче наш»: «…и остави нам долги наша, как  мы оставляем должником нашим…».

Во-вторых, Господь говорит, чтобы мы не были унылыми. «Не будьте унылы как лицемеры», которые при соблюдении поста своим унылым видом показывает это всем. Так делали фарисеи. Они одевались в плохие одежды, они не расчесывались, не умывались и ходили так. Для чего? Они получали свою награду в том, что люди их хвалят: «Вот видите, как человек одет, как он выглядит уныло? Он поститься». А Господь говорит – не надо этой показухи. Ты же постясь, —  говорит Господь, — умой  лицо твое и помажь главу твою. То есть не будь таким показушником. И постись перед Отцом, который в тайне. И Отец твой небесный, видя тайное, воздаст тебе явно. Но здесь не просто Господь говорит, что надо умывать лицо и причесываться. Раньше был обычай намащивать волосы благовонными маслами, чтобы от человека пахло приятно. Но Он не об этом говорит. Он говорит о более духовном смысле. Что значит – «главу свою помазать»? У человека голова (в духовном смысле) – это его душа.  Мы должны душу свою хранить, а высшая часть души – это наш разум. Хранить от всяких злых мыслей: осуждения, клеветы, зависти, злобы. Вот это и значит «свою главу помазать». А чем мы можем помазать свою главу? Когда мы были маленькие и когда нас крестили, чем человека помазывали? Миром. А это миро означает благодать Духа Святого. И тогда сам Господь Духом Святым будет нас помазывать, если мы будем беречься от того, что противно Богу, от вот этих злых помыслов и пожеланий.

А лицо умыть – это внешняя сторона жизни, она тоже важна, это наше тело, его тоже должны беречь, ведь: «тела ваши, — говорит апостол, — это храм духа Божия, который в вас живет», т.е. мы не должны свое тело растлевать блудом, пьянством, курением, объедением и проч., ведь это все не только на душу, но и в первую очередь на тело влияет. Если мы живем не воздержано, мы получаем болезни, а болезнь с грехом связаны напрямую. Вот что значит помазать главу и умыть лицо в более глубоком духовном смысле.

И в-третьих, что дальше говорит Господь? «Не собирайте себе сокровищ на земле…», потому что на земле все подвержено тлению. Казалось бы, какая тут связь? А она самая прямая. Материальные вещи, одежда с годами истлевают и уничтожаются как бы сами собой, или воры их крадут (и такое бывает). «Но вы, — говорит Господь своим ученикам, — собирайте себе сокровища на небесах». Какие же это сокровища? Апостол Павел нам говорит: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот это богатство и плоды Духа Святого. И эти дары не могут истлеть, и воры их не могут украсть у человека. Если человек собрал такие сокровища, то уже никто их у него украсть не сможет. Материальные могут, а эти не могут.

И дальше говорит Господь: «где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Потому что каждый человек и живет тем сокровищем, которое он себе избрал. Для одного это здоровье, для другого – какой-то успех в жизни. Но это все не то, не это главное. Много других примеров: для кого-то материальный достаток, карьера (что само по себе не является плохим). Так Авраам был человеком богатым, но он не был зависим от этого богатства. Он понимал, что это Бог ему все дал и не прилеплялся к этому сердцем, его сокровище было как раз на небе. Он и назван отцом всех верующих. И все святые имели сокровище на небе.

Что имел в жизни преподобный Серафим Саровский? Ничего не скопил, а к нему народ шел толпами, потому что он был богат именно плодами духа. И для него  радость была – пребывать в молитве и Господе. У нас наоборот – нам трудно, тяжело поститься, в храм ходить трудно. А для него это была радость, потому что это была его жизнь. Вот к чему мы должны стремиться. И пост должен быть именно таким – не просто не есть какую-то пищу и на этом ограничиться. А ведь эти болезни, которые Господь нам показывает – показушничество, –  оно же в нас тоже присутствует, согласны? Мы же люди грешные, падшие, и у нас это порой проявляется. Мы и перед другими себя порой показываем. А как делали мудрые святые люди? Вот была такая нужда попасть к кому-то в гости. А был пост, но его кормили в гостях непостной пищей. Святой ничего не говорил, ел все, что дают. А вот потом свой пост делал еще более строгим, когда никто не видит, чтобы свое нарушение поста в пище восполнить еще большим воздержанием. Вот как делают мудрые люди. А у нас так не получается. А вот взять святого Спиридона Тримифунтского. Этот случай очень показателен. На первой неделе Великого поста к нему пришел странник. Спиридон жил с дочкой, жена у него уже скончалась. Они с дочкой в первую неделю ничего не вкушали. И вот пришел человек голодный, холодный, с дороги. И святитель Спиридон спрашивает тогда у дочери, какая там еда есть? Она отвечает, что с мясоеда осталось свиное мясо. Он говорит: «давай, неси». И принесла она на стол, а человек-странник был христианин и говорит: «я Великим постом не буду этого есть». Святитель ему говорит: «ты будешь это есть, потому что ты голодный и другого нет, потому что ты не жид, т.е. не фарисей». Потому что не это Богу нужно. И сам с ним сел есть. Вот пример нам. Он оказал любовь, которая выше любых постов. И вот нам надо иметь мудрость, чтобы и пост соблюдать не только телесно и духовно, но и мудро поступать с окружающими нас людьми.

Ни для кого не секрет, что соблюдают пост не больше 1% людей из всех, а может и того меньше, но это не значит, что мы не должны его соблюдать. Это наш выбор, наш дар Богу.  Ведь мы за год столько грешим, что хотя бы за эти 40 дней должны постараться душу свою очистить, воздержаться от развлечений, от осуждений, от всякого зла и от всякого непотребства. Ведь как это хорошо! Это радостное время. Как и Господь говорит – не будьте унылыми. Не надо унывать, надо радоваться, что есть эта возможность, и поступать мудро.

Вот видите, нам Церковь говорит, почему нам надо поститься:

с одной стороны, потому что наш праотец Адам несоблюдением поста был изгнан из рая, а с другой – все то, о чем мы услышали сегодня в святом Евангелии. Помните об этом весь пост. Это слова самого Бога. Чтобы наш пост был не просто диетой, и не просто мы тренировались в том, кто сколько может продержаться без еды, а вот кто сколько может без зла прожить, чтобы не укорить, не осудить, не проявить нетерпение, не обидеть человека. Но при этом не забывать и воздержания телесного. Помоги нам в этом Господь, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Протоиерей Андрей Поляков

92 просмотров

Комментирование запрещено