Проповедь на всенощном бдении 15.12.18. О молитве

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником и воскресным днём. Сегодня давайте немного побеседуем об одной из важных сторон жизни каждого человека – о молитве. Когда Адам и Ева жили в раю, они не молились Богу – они с Ним общались, беседовали, они ещё не были грешными и находились в общении с Богом. Это нельзя назвать молитвой. Молитва – от слова «мольба», когда человек что-то просит. А им не надо было ничего просить, т.к. им было всё дано. После грехопадения люди жили по нашем земным меркам не мало лет, прежде чем начали обращаться к Богу. Если мы посмотрим первые страницы Библии, книгу Бытие, там после грехопадения люди жили, размножались, умножались, а потом только стали призывать имя Божие, когда уже много поколений прошло. А есть такое предание церковное, что Адам с Евой осознали свой грех по прошествии только 600 лет после того, как они были изгнаны из рая. Т.е. им 600 лет понадобилось, чтобы в полной мере ощутить то, что они сделали и раскаяться в этом. Так что по-настоящему люди стали молиться только через 600 лет после грехопадения. Молитвы были разные, и жертвы приносили люди Богу о своих грехах, но образец молитвы мы имеем в святом Евангелии: сам Господь наш Иисус Христос своим ученикам дал его после того, как они попросили научить их молиться, потому что они говорили: «Иоанн Креститель своих учеников научил, и Ты нас научи молиться». И Он сказал им молитву «Отче наш», как мы ее называем, т.е. «Отец наш Небесный». И вот если человек хочет понять вообще суть самой молитвы, он должен эту молитву вникнуть и разобрать. Именно молитву «Отче наш». В ней есть всё – как она начинается, что мы дальше просим, чем заканчивается. И вот любая молитва должна строиться по образу этой молитвы «Отче наш», которую дал сам Господь.

В молитве самое главное – внимание. Это душа молитвы. Человек должен внимательно произносить слова. Если мы невнимательно занимаемся так называемым начетничеством, или как говорят «вычитка», «читать», «вычитывать» молитвы – абсолютно неверный подход. Как можно молитву читать? Читать можно книгу, а молитвы нельзя читать, молитвой нужно молиться. А, например, Макарий Оптинский говорил, что если человек молиться, не осознавши своих грехов и нет у него сокрушения при этом, то это маска молитвы. Хорошее очень сравнение – маску одел, вроде ты молишься, а на самом деле никакой молитвы нет. Вывод: чтобы правильно молиться и хорошо молиться, надо видеть свои грехи. Потому что, если себя грешным не считаешь, никакой молитвы у тебя не будет. У тебя будет просто вычитка. Т.е. ты должен понять свою погибель, что ты человек гибнущий, но причем искусственно это не надо создавать, как артисты образы разные создают в спектаклях и фильмах, так делать не надо. Это будет еще больший грех – из себя что-то выделывать, чего нет на самом деле. Но даже если ты не видишь грехов, и об этом надо молиться, что «Господи, я не вижу своих грехов». В молитве человек должен быть искренним. Но нам даны образцы молитв. Вошли в практику уже несколько сотен лет утренние и вечерние молитвы, содержащиеся в специальных книжечках-молитвословах. Но это появилось относительно недавно, ведь что такое 200 лет? До этого люди молились по Псалтири. Если взять Псалтирь, содержащей 15 кафизм, можно найти любое прошение человека, живущего на земле, в чем он нуждается, как ему правильно обращаться к Богу. И есть даже люди, которые составляют себе молитвы, они берут Псалтирь, выбирают предложения, какие им по душе, составляют, и получается их собственная молитва, но не выдуманная, а взятая из Священного Писания. Но кто из нас этим будет заниматься? Нам всё некогда. Нам бы всё вычитать, прочитать и дальше побежать. Бывает же такое? Но всё упирается в одно – мы не любим молиться, потому что мы не любим Бога. Мы не хотим быть с ним в общении. А ведь ещё прп. Серафим Саровский говорил: церковь может быть закрыта, или служба кончилась, или далеко, ты можешь болеть, или другие обстоятельства, при которых ты не сможешь пойти в храм или сделать какое-то доброе дело, а молиться всегда можешь – сидя, лёжа, стоя, идя куда-то, работая, больной, здоровый, богатый, бедный – всегда можешь это делать, и нет никакой разницы, где ты и в каком находишься состоянии, какой у тебя возраст, ты молиться и обращаться к Богу можешь всегда и везде.

Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». И здесь некоторое противоречие. А Господь говорит: «Не многословьте. Знает Отец ваш прежде вашего прошения, в чём вы имеете нужду». Как же это правильно понять? Как соединить? Но ведь смотрите, Господь говорит – так делают язычники, они думают в многословии быть услышанными. Они думают, что чем больше они что-то скажут, то вроде и Бог услышит. Поэтому Господь говорит: «Не многословьте». А есть такая молитва, в которой всего 8 слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И есть целая наука и искусство этой молитвы. Но опять же, как её надо творить? Из сознания своей греховности, только так. Если произносить это чисто механически, то что хорошего будет? Хотя порой и такое бывает. Говорят, молитва даётся молящемуся. Кто старается, пытается молиться, тому Господь и даёт дар молитвы. Но сейчас наверно таких людей единицы во всём мире, у которых молитва в сердце сама движется. Но это люди, которые уже очистили своё сердце от страстей и пороков. А нам грешным, конечно, нужны и каждодневные правила. Но самое главное, нужно начинать с внимания и неторопливости, чтобы осознавать слова, которые мы произносим. Потому что как мы можем говорит Богу то, что сами не осознаем, что говорим? Это как-то странно выглядит и превращается в какую-то магию, что сейчас какое-то количество скажем, Бог нас услышит, и всё у нас будет хорошо. Нет, надо именно учиться вниманию. И богослужение этому очень способствует, когда мы храм в Божий приходим. Бывает в храме не всегда слышно, что читают и поют. Но на это не надо соблазняться. Про себя сказать: «Господи, помилуй», — всегда можно внимательно, с сокрушённым сердцем. Поэтому надо помнить, что молитва – это дыхание души. И если человек хочет, чтобы душа его как-то жила с Богом, постоянно надо молиться. И надо учиться молиться везде. Ведь мы же не можем не мыслить, у нас всегда в голове, душе и сердце крутятся всякие помыслы. Человека же называют храмом Божьим. Представьте, что вы должны быть также как храм Божий, внутри вас должно совершаться богослужение всегда, молитвословие, обращение к Богу, благодарение Богу, просьбы о прощении и т.п.

Но как говорил Серафим Саровский, у Бога надо просить только полезного для спасения души. А если мы будем просить каких-то мирских вещей или к спасению не очень относящихся, то Господь конечно, как говорит прп. Серафим по своему милосердию может и дать то, что мы просим, но за это и спросит. Раз уж ты выпросил у Него. Бывают такие случаи, когда человек просит-просит и получает, но потом всё становится только хуже. Т.е. он не говорит «да будет воля Твоя», а говорит: «ну, сделай по-моему, мне так хочется». И Господь порой делал, но потом проходило время, и человек говорил: «да, напросил на свою голову». Любое прошение должно заканчиваться: «да будет воля Твоя». Не как я хочу, потому что я человек грешный, и хочу порой не тех вещей. Я даже не знаю, по большому счету, чего мне просить, я же не знаю, что со мной завтра будет. А порой может прошу того, что мне вредно и не нужно. Т.е. больше надо уповать как в прошении: «сами себе и друг друга, и всю свою жизнь Христу Богу предадим». Он один знает, что нам полезно и что нам действительно нужно для спасения, а не того, что нам сиюминутно хочется в этой жизни. Но тут опять нужно самоотвержение, а это самое сложное. «Отвергнись себя, возьми Крест свой и за Мной иди», — говорит Господь. Это сложнее всего – отвергнуться себя, потому что мы очень любим себя. А отсюда порой все наши беды и несчастья. А Господь нас отрывает жизненными ситуациями от самих себя. А нам бывает больно, мы как малые дети плачем, у нас соску вынимают изо рта, а мы плачем.

Господь поступает с нами как любвеобильный Отец. Не будем этого забывать, чтобы учиться молиться на всякое время, на всякий час, и ночью, и днём. Мы сейчас конечно очень слабые. Раньше люди днём работали, ночами молились. Вот нормальный образ жизни – днем работали физически, а ночью молились. Спали, конечно, какое-то количество времени. Это конечно идеал праведной жизни, но мы должны себе иметь в виду, что это возможно. У нас бессоница, а мы таблетки пьем, чтобы заснуть. Молиться не очень хочется, но всякое бывает, и таблетки порой нужны. Тут как умудрит Господь. Помоги Господь, с праздником!

Протоиерей Андрей Поляков

34 просмотров

Комментирование запрещено