Воскресная проповедь 16.12.18. Притча о богатом юноше

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня из Евангельского чтения мы слышали, как к Иисусу Христу подошёл некий человек. Причем у евангелистов Матфея и Марка встречается та же история, только там сказано, что подошёл богатый юноша, а в сегодняшнем Евангелии от Луки сказано, что это был князь, или начальник. Но нам это не принципиально. Важно то, что этот человек подходит ко Христу и спрашивает: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос сразу же отсекает это высокое наименование «благий» и говорит ему, что никто не благ, только один Бог. Это совсем не значит, что Спаситель отрекается своего божества, просто Он видел, что этот человек обращается к Нему как к обычному учителю, как к человеку, поэтому так и говорит. И отвечая на этот вопрос, Христос говорит: «Соблюди заповеди». Именно соблюдение заповедей есть тот путь, через который мы протискиваемся в Небесное Царство. Некоторые заповеди что-то запрещают делать, а некоторые наоборот повелевают что-либо делать. И именно исполнение этих заповедей – это и есть путь ко спасению.

Христос напоминает некоторые заповеди этому человеку. Говорит: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Только последняя заповедь «почитай отца твоего и матерь твою» имеет как бы творческое значение, ведь в ней не сказано конкретно, как нужно поступать и что нужно делать, чтобы почитать своих родителей, т.е. всё зависит лично от самого человека. Остальные же заповеди просто отсекают от человека грех, ведь и задача Ветхого Завета была в том, чтобы не дать человеку впасть в такую греховную яму. От людей околоцерковных, которые несколько раз в году бывают в храме, можно услышать такие слова: «я никого не убивал, ни у кого ничего не украл, не изменял, стараюсь никого не обижать, а значит, и каяться мне не в чем, значит и в храм ходить не за чем». Но то, что ты не делал плохого, греховного, это, конечно же, хорошо, но вопрос в другом — что ты сделал хорошего? Как, например, если бы тебе дали участок земли и сказали – работай на нём. И ты оградил бы его забором и говоришь: «я не сделал на этот участке мусорника, не дал сорнякам разрастись» и т.д., т.е. не сделал ничего плохого. Но вопрос в том, что ты сделал хорошего, что ты вырастил на этом участке. То, что ты не делаешь плохого, это хорошо, но это твоя обязанность и этого мало для того, чтобы усовершенствоваться. Ветхий Завет как бы ограждал человека от крайнего такого нечестия. Но без благодати Божией, без Духа Святого он не мог сделать человека совершенным, и этот человек, который подошёл к Христу и задал Ему вопрос из сегодняшнего Евангельского чтения, наверно он это понимал. И тогда Христос ему отвечает: «чтобы быть совершенным, тебе нужно продать всё своё имение, раздать нищим и следовать за мною». «Продать всё», потому что если что-то у тебя останется, значит, ты раб того, что у тебя осталось. Раздать не богатым своим родственникам, а раздать нищим. Т.е. расточать своё имущество и богатство нужно с рассуждением. «И следовать за мною» – т.е. быть Моим последователем, Моим учеником, быть похожим на Меня, быть похожим не только сегодня, но и во всё время.

Этот человек со скорбью отошёл от Иисуса Христа. Нужно сказать, что у каждого из нас есть какие-то страсти, которые овладевают нами. Дело ведь не в том богатстве материальном, а в том, что мы не можем расстаться со своими страстями, со своими грехами и последовать за Христом. Эти страсти нас не пропускают пройти игольное ушко. Материальное богатство само по себе не грех. Грехом является то, что оно присасывается к нашему сердцу, и получается так, что не мы владеем богатством, а богатство владеет нами. Т.е. мы становимся рабами. Это касается не только богатства, а, конечно же, наших грехов и наших страстей.

Тогда ученики спросили Христа: «А кто тогда может попасть в Небесное Царство?». И Христос говорит такие радостные и утешительные для нас слова, что человеку это невозможно, но всё возможно Богу. Т.е. наше спасение – это не только дело наше, но и дело Божие. Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение звучит для нас, и оно учит нас смирению и кротости перед волей Божией, потому что только от Него зависит, попадём ли мы в Царство Небесное. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик


Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днём. Немного добавлю к проповеди отца Николая про этого богатого юношу. Когда Христос его спросил, помнит ли он заповеди, тот ответил, что он эти заповеди все исполнил. В чем была ошибка этого юноши? Он сказал: «Я их все исполнил». Он себе приписал исполнение заповедей. А как мог сказать действительно человек смиренный? Он бы сказал: «Бог мне помог, и я исполнил эти заповеди». А он Бога даже не вспомнил. Вот тут наша беда тоже, в том, что мы себе приписываем наши добрые дела и какие-то наши добрые расположения. Он был богат своей праведностью. Он считал, что он праведный человек. Что он это сделал. И тут есть более глубокий смысл о том, как мы можем увеличить своё богатство? Не приписывать себе добрых дел. И вообще всё доброе, что в нас есть, Господь нам дал исполнить. Чувствуете разницу: я сделал или Бог помог мне сделать это. Если я – значит тут гордость и вот эта мнимая праведность.

Ещё в Ветхом Завете Бог говорил израильтянам: «Если вы идёте в землю обетованную, и будут там дома, которых вы не строили, изобилие плодов земных, которых вы не сажали, и вы будете есть, пить, жить в этих домах, то ваше сердце не должно надмевать и гордиться, и себе приписать то, что вам дал Бог». И через пророков Господь не один раз их предупреждал, чтобы они не возгордились тем, что якобы они своей силой и мудростью это всё имели, ведь им это дал Бог. Вот так и у нас бывает: мы часто гордимся и надмеваемся тем, что не наше. К тому же это же всё внешние дела, а внутри бывает совсем по другому — и злоба, и зависть, и недовольство. А всё то хорошее в этой жизни, что у нас есть – наша жизнь, наша вера – это всё дар Божий. Но мы в силу своей неразумности это приписываем себе, а когда мы будем лежать в гробе телом, куда это всё денется? Человек всё хорошее имеет только от Бога. А грехи и всякое зло – это всё от диавола и наше собственное, потому что мы собственную волю добавляем на зло. Поэтому будем остерегаться такого состояния, которое было у этого юноши. Он себе приписывал добрые дела. Если у нас что-то, слава Богу, и получается, будем это приписывать Богу. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

137 просмотров

Комментирование запрещено