С праздником Святой Троицы! 20.06.21

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь празднует день Пятидесятницы, день Святой Троицы. В этот день мы вспоминаем сошествие Святого Духа на святых апостолов. Это событие по своим последствиям, пожалуй, сравнимо только с воплощением Сына Божия и с Его Воскресением.

После того, как Христа Спасителя казнили, Его ученики пребывали постоянно в страхе, собирались по домам, как сказано в Евангелии, «при дверях затворенных». Они были напуганы тем, что на них будут воздвигнуты гонения. Они старались поменьше появляться на публике, так сказать, в общественных местах. И из этого периода нам очень мало известно из Священного писания, что происходило, какие события были  в этот период. Видимо по воле Божией в Священном Писании осталось так мало свидетельств, что же происходило после смерти, после воскресения Христа.

Мы знаем, что именно в этот период Христос воскресший являлся Своим ученикам и поучал их тайнам Царствия Божия. Знаем, что на 40-й день после Воскресения было Вознесение Господне, когда ученики увидели видимым образом, как их Божественный Учитель возносится на небо к Своему Небесному Отцу. Помним, как они увидели двух Ангелов, которые сказали им: ЧТО вы стоите и смотрите? Сей есть Иисус, возносящийся на небо, таким же образом приидет». Конечно, эти слова наполнили радостью и надеждой сердца апостолов, и они спустились с горы Елеонской, стали ожидать того, что им обещал Христос Спаситель ещё при жизни: что через Его смерть, через Его воскресение, т.е. после всего этого, Он пошлёт им Святого Духа Утешителя.

Конечно, наверняка апостолы тогда не совсем понимали, как это должно происходить, что это такое должно случиться. И вот когда они через несколько дней собрались в Сионской горнице, услышали шум как бы ветра, увидели огненные языки, которые спускались на них, то поняли, что происходит что-то удивительное. И после этого они стали говорить на других языках, не просто говорить, а удивительно – с любым человеком, на каком бы языке он не говорил. Они почувствовали силу Божию, которая теперь присутствовала, пребывала в них. И апостол Петр выходит к тем скептикам, которые сомневались в сошествии Святого Духа и стали говорить, что апостолы пьяны, потому и разговаривают на разных языках. Но им апостол Петр с твердостью отвечает, что они трезвы и что произошло сошествие Святого Духа на них.

С такой силой начали проповедовать апостолы, такая сила слова была, что каждый день к Богу в христианство начали обращаться сотни и тысячи людей. Это ничем другим объяснить невозможно, как только силой Божией, благодатью Святого Духа. И даже через тень апостола Петра, который проходил мимо где-то, люди стали получать исцеления от всяких болезней. Это от того Петра, который кода-то при жизни Спасителя вместе с другими апостолами не мог исцелить одного бесноватого. Теперь же через его тень, даже через тень, люди получали исцеление.

Но что же такое произошло, что случилось с апостолами? Ведь они внешне никак не изменились, они не стали более образованы, они, как бы сейчас сказали, не поднялись по социальной лестнице, они оставались всё такими же изгоями в том обществе. А произошло то, что их коснулась благодать Святого Духа. И самое, пожалуй, удивительное то, что тогда апостолы превратились из группы единомышленников и простых рыбаков, превратились в проповедников слова Божьего. Так образовалась Церковь Божия.

Удивительно то, что Дух Святой не прекратил и не прекращает действовать в Церкви Божией. Апостолы физически, конечно, отошли в мир иной, но Дух Божий остаётся в Церкви. Через священников, через епископов продолжает показывать Свою силу. Благодать Божия также пребывает на всех тех, кто с верою приняли таинство Крещения, таинство миропомазания.

Но, конечно, не каждый человек ощущает на себе вот эту силу Божию, действие Святого Духа. Почему же так происходит? И на это отвечает святитель Иоанн Златоуст, что для человека, которым обладают страсти и неверие, для такого человека сила Божия становится неприступной и невидимой. Святитель Иоанн не говорит, что сила Божия перестаёт действовать, а просто говорит, что если человеком обладают страсти, если он подвержен неверию, то он перестаёт ощущать эту силу Божию, она для него невидима. Такой человек перестаёт надеяться на Бога. Он надеется только на свои человеческие немощные силы.

И исходя из этих слов святителя Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что для того, чтобы сила Божия действовала в нашей жизни, чтобы мы ощущали эту силу, благодать Божию, для этого нужно освободиться от страстей, приложить все возможные усилия для того, чтобы освободиться от страстей и неверия через молитвы, через покаяние, через причащение Святых Христовых Тайн, через критическое отношение в первую очередь к самому себе, а не к своим ближним, через контроль своих помыслов и своих действий. Вот только в таком случае мы будем ощущать действие благодати, силы Божией, силы Святого Духа в своей жизни, и эта благодать Божия обязательно приведёт нас в Царствие Небесное. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

35 просмотров

Комментирование запрещено