Слово на Троицкую родительскую субботу 19.06.21

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Совершая заупокойные богослужения (как сегодня), мы стараемся исполнить две главные заповеди — о любви к Богу и любви к ближнему. Любовь к Богу выражается в том, что приходим в храм, участвуем в Богослужении, а любовь к ближнему – в том, что мы во время этого Богослужения молимся за наших родных и близких. Действительно, когда человек был на земле, то мы могли просто узнать, что ему нужно, в чем он нуждается и помочь: или одеждой, или лекарствами, добрым словом, работой какой-нибудь.

Когда же человек умирает, то он не нуждается ни в чем, кроме молитвы. И молитва за усопших в Церкви основывается на двух основаниях: на том, что Христос воскрес и воскресит всех людей, и на том, что за гробом есть жизнь. Об этом нам неоднократно говорит Священное Писание: как например, мы помним притчу Евангелия о богаче и Лазаре, где говорится о двух разных людях, которые по-разному прожили жизнь свою на земле, и их в вечности ждала разная участь. Эта притча, с одной стороны, утешает нас, потому что говорит о том, что есть жизнь в вечности.

А с другой стороны, конечно же, ужасает нас, потому что мы сами не знаем, куда мы попадём: или в вечное блаженство, или проживем так, что заслужим вечного осуждения и муки.

Каждый день мы молимся, читаем и поём Символ веры, и он заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». «Чаю» – значит «ожидаю», или «с нетерпением ожидаю». Т.е. мы верим в то, что не просто есть загробная жизнь, а в то, что в какой-то момент Господь воскресит всех. Дело в том, что когда-то у людей была такая убежденность, что Господь воскресит для вечной жизни только праведников. Однако же Евангелие говорит нам о другом — что все, сущие во гробах, услышат глас, т.е. голос, Сына Божия и, услышавши, оживут. Только понятно, что праведники оживут для жизни вечной, а грешники – для вечного осуждения.

Еще что важно нам понимать, что за гробом нет места для покаяния, нет места для добрых дел, т.е. душа человека, когда выходит из тела, то она уже не в состоянии улучшить свое положение в будущей жизни. Она не может каяться, не может творить милостыню, не может совершать добрых дел. Поэтому-то и Церковь призывает нас, чтобы мы, живые, молились за своих усопших сродников, родных, близких, и в память о них творили добрые дела, потому что святые отцы Церкви говорят, что до всеобщего Страшного Суда по молитвам Церкви Господь может изменить участь человека в вечности.

И святитель Иоанн Златоуст говорит, что у нас есть возможность поменять участь человека в вечности, если, как он говорит, мы будем за него молиться, творить милостыню, то даже если этот человек был недостоин, то всё равно Господь услышит наши молитвы и по нашим молитвам помилует того человека.

Ну и конечно же, когда мы молимся за усопших, то это ещё повод и подумать и о своей участи в жизни вечной: что я наследую? Потому что на мысли о загробной жизни основывается наша нравственность земной жизни. Ведь не зря в Священном Писании сказано, что «во всех делах твоих помни о смерти и во век не согрешишь». И можно продолжить: а значит, унаследуешь жизнь вечную. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик

15 просмотров

Комментирование запрещено