Воскресная проповедь 06.12.20. Притча о безумном богаче

Мы все сейчас находимся в поприще Рождественского поста, и, дай Бог, будем в этот праздник славить Рождество Христа, Который воссиял этому миру, как истинный Разум. Мы все знаем такие понятия, как «разумно» и «неразумно», по-другому говорим «глупо».

И вот сегодняшняя притча, которую говорит нам Господь, как раз о том, как быть умным и как не быть безумным, т.е. глупым. Он говорит, что был один богатый человек, и у него случился большой урожай на его поле. Он обрадовался и сам в себе говорит: «У меня есть сарай, — т.е. хранилище зерна, — и это зерно туда не полезет, надо сломать и построить больше; туда это всё положить и сказать себе: душа моя, ешь, пей, веселись, очень много у тебя богатства лежит, на много хватит, на всю жизнь». И Бог ему говорит: «безумный, сегодня ночью твою душу возьмут от тебя, а кому достанется это всё, что ты собрал?» И Господь заключает, что так бывает со всеми, кто богатеет в себя, а не в Бога.

Давайте попробуем разобрать эту притчу. Человек был богатый, т.е. с материальной точки зрения уже не нуждался в еде, одежде, в жилье, даже были у него амбары какие-то с запасом. И тут у него становится запасов ещё больше. Но у него всё есть, зачем ему ещё? А он поступает, как говорит Господь, безумно. Он думает, что он будет жить вечно на земле, и ему надо много материальных благ, чтобы уже не работать, не напрягаться, положил – и живи припеваючи. Как это на нас на всех похоже. Мы тоже так порой мечтаем в своей душе: вот мне надо это и это, и тогда я буду уже таким счастливым человеком. Мы уже себе жизнь намерили, сколько думаем прожить. А кто нам это сказал, что мы столько проживем? Никто.

Апостол Иаков говорит христианам: «Вы когда говорите: поедем туда-то, продадим что-то, получим какую-то прибыль, опять возвратимся назад, вы, — говорит, — почему так рассуждаете? Ведь надо как? Если живы будем, и Бог благословит, вот тогда сделаем то-то и то-то.  А вы говорите безбожно и это зло» (Иак.4:13-17) Он так прямо и говорит, что так рассуждать – зло. Откуда ты знаешь, сколько ты проживёшь? Ведь у вас наверно есть знакомые моложе вас, которых уже похоронили. А почему вы решили, что вы дольше их проживете? Кто вам сказал? Никто. «Ну это не нас касается». Нет, это всех касается.

Этот безумный богач думал, что от числа его благ, от их количества, зависит жизнь в счастье. А ему Господь говорит: «безумный, надо богатеть в Бога». Кто из нас понимает смысл этих слов? Как это в Бога богатеть? В обычном смысле как «богатеть» — так понимаем. А в Бога-то как? А так, как учит Церковь и Господь: есть богатство временное, есть богатство вечное. Вот где наше богатство, там и наше сердце. Если наше богатство здесь, на этой земле, то и сердце наше не Богу принадлежит, а этой временной жизни, которая закончится когда-нибудь. А в Бога богатеть – это собирать богатство вечное, учиться терпению, смирению, воздержанию, вообще всякому добру. Учиться молитве. Ведь дороже молитвы в этой жизни вряд ли что есть. Если человек вкусил какие-то Божии дары, благодать Божию, то он понимает, что такое молитва. А если нет – у него все его богатства здесь на земле: здоровье, успех, чтобы в этой жизни удобно устроиться. Это всё вроде бы и не плохо, но без Бога это всё бессмысленно. «Что толку приобрести весь мир, — говорит Господь, — а душу свою сделать пустой, тщетной, бесполезной» (Мф.16:26). После смерти это всё отнимется.

Один батюшка рассказывал, как отпевал 40-летнего мужчину, и у него дом был, как он образно говорит, в 5 этажей под землю и 6 над землей. Всю свою короткую жизнь этот человек вложил в этот дом и умер. И кому это всё достанется? Он здоровье тратил, нервы тратил, силы тратил, деньги тратил — построил себе этот дворец, и в 40 лет его Господь забрал отсюда. Кто же будет в этом доме жить? Ты? Нет. Кому ты его строил? С бассейнами, с саунами, с концертным залом, с кинотеатром. Кому? Ну кто-то будет пользоваться. Но не ты. Только не ты.

Эта притча очень важна, особенно сейчас, когда материальные блага возводятся в ранг чего-то очень важного. Да, можно и их использовать во славу Божию. Как? Раздавать. Есть у тебя лишнее – отдай тому, кто нуждается. А ведь этот человек в притче был уже богатый. А мы что, бедные? По-разному живем, но голодные не бываем, все одетые, крыша есть над головой в основном у всех. А нам хочется большего, как в этой притче богачу этому.

Лучше бы в первую очередь хотеть небесных благ: благодати Божией. Если мы будем копить вечные блага, то мы будем счастливы и в этой жизни, даже при небольшом достатке. А если будем гоняться за временным, то вечное можем потерять вообще. «Ищите, — говорит Господь, — прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное вам приложится» (Мф.6:31-34). А кто из нас глубоко в это верит?

Надо веровать в Евангелие – это радостная весть, это радость, что Господь людям говорит: что ты суетишься так, займись душой своей, займись молитвой, научись быть воздержанным в словах, делах, научись от себя отвергаться, нести свой крест, научись это делать, будь кротким и смиренным. Как мы сегодня читали в Евангелии: «Научитесь от Меня, потому что Я есть кроткий и смиренный, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Сколько мы жалуемся: «нет в душе покоя, нет мира». Почему? Нет кротости и смирения, вот и покоя нет: всё чего-то не хватает, всё что-то не так. Солнце светит – жарко, зимой – холодно. Всё не так. Здоровый – чего-то не хватает. Заболел – тоже чего-то не хватает, здоровья не хватает. Молодой – думаешь: вот надо бы повзрослеть; повзрослел – «эх, быть бы молодым». И всё что-то не так. Есть песня такая советская: «Мне всегда чего-то не хватает, зимой – лета, осенью – весны», — как раз про то, что всё нам чего-то не хватает. А будет хватать кротости и смирения, веры истинной во Христа, тогда всего будет хватать, но это труд, это подвиг, это надо себя заставлять.

Есть такая присказка: сердцу не прикажешь. Это вранье, ложь. Почитайте святых подвижников. Они говорят: сердце не может долго противиться уму. Всё от ума зависит. Если ум Богом просвещен, можно заставить и сердце бросить курить, бросить матом ругаться, бросить злиться, раздражаться. А то говорят: «у меня характер такой». Да не характер такой — ум у тебя просто дурной, Богом не просвещённый. Ты не хочешь себя заставить, а хочешь жить так вольготно, чувственно, по своим чувствам. А чувства – они же греховные в основном: хочется побольше поесть, послаще, поспать подольше, чтобы никто не трогал, что все любили, полениться, чтобы ничего не делать, а всё было, — вот чего хочется чувствам. Но это же всё греховные чувства наши — самолюбие такое, эгоизм. А ум должен сиять Божественной благодатью, тогда он и сердце заставит, принудит, и никуда сердце не денется. Но больно, неохота себя ужимать. Вот других ужимать – это мы с удовольствием ради своего благополучия. А вот себя – это больно, не хочется. Но тогда будем как этот неразумный богач – собирать не то.

Вспомните, буквально 40 лет назад, даже 30, а уж не говорю про 100 лет назад, — как жили люди? У них было главным семья, дети. А сейчас что главное? Квартира и машина. А дети – это приложение. Говорят: нет, сначала надо квартиру, машину, а потом я женюсь или замуж выйду и детей тогда «заведу». Но что это за такое извращение Божественного замысла? Но это входит в норму. Дети же воспринимаются как проблемы. А потом говорят: что же я такой несчастный, почему мне всего не хватает? Понятно почему – у тебя какая цель-то в жизни? «А я не задумывался». – Задумайся, к чему ты в жизни стремишься: к славе, почему, к деньгам? Ну получишь, может быть. Только будешь ли ты от этого рад и счастлив? А будет тебе лет 40-50, то уже и не родишь никого, и скажешь: «эх…». Будешь ходить и гладить свои машинки, диваны, телевизоры, денежки щупать. А радости-то и не будет. Пойдешь что-нибудь купишь, порадуешься 5 минут, и опять грустно. Видите, как всё сейчас перевернулось?

Обычная русская семья до революции имела 5 человек детей – это среднее, а так – 10-12, ну или 2-3, у кого как. А среднее – 5. Что, люди были другие какие-то? Да, Бога больше любили и по Божьи жили. А сейчас себя больше любят. И в результате грустно нам, еще тяжело, и болеем, и умереть боимся. Пальчик заколол – быстрее по врачам бежать. Это так утрировано, конечно. Думаем: вот я сейчас буду здоровый, и я счастлив буду. Ты здоровый, а потом скажешь: еще мне чего-то не хватает. Здоровье – это очень хорошо, его надо беречь, но так вот сумасшедше к нему относиться – тоже неправильно, чтобы нам не быть похожими на этого безумного богача.

Нам сегодня в пример – Александр Невский. Умер в 42 года. А сколько сделал? В 42 года Господь его забрал с этой грешной земли, а сколько он усилий сделал: ездил в Орду договариваться, и Русь собирал. А его не понимали, говорили: что ты к ним ездишь, к этим татарам? Надо драться с ними. А он говорил: мы не можем с ними драться, у нас сил нет, мы еще будем платить дань, но будем жить в мире. Хотя он боролся и бился много со шведами и с татарами. Он был воин – в духовном и в обычном понимании. Защищал Родину нашу. И в 42 года в Царствие Божие попал. Потому что любил Бога и жил ради Бога, любил Бога и ближних, и жизни своей не жалел, и вот результат: прошло почти 800 лет, и мы его помним, молимся ему, и почитаем его как великого угодника Божия. Он и за нас сейчас молится. Дай Бог, чтобы по его молитвам мы жизнь проводили разумно и богоугодно. С праздником вас.

Протоиерей Андрей Поляков

23 просмотров

Комментирование запрещено