Воскресная проповедь 25.08.19. Исцеление бесноватого отрока

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с воскресным днём. Ещё идёт праздник Преображения Господня, и сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как Господь, когда спустился с горы с учениками Петром, Иоанном и Иаковом, то к Нему подошёл человек и говорит: «Господи, помилуй сына моего. Он на новолуние беснуется, и бес его бросает и в огонь, и в воду, чтобы убить. Я ходил к твоим ученикам, но они не смогли изгнать беса. Если Ты можешь, то помоги чем-то нам». На что Господь ему ответил: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду вас терпеть?» Почему Господь так, казалось бы, резко ответил этому человеку? Во-первых, этот человек был неверующим, т.е. он в Него не верил. А во-вторых, тот хулил Его учеников, говоря: «Они не могли изгнать беса из сына». А почему не могли? Потому что у тебя веры нет, а ты ищешь виноватых в ком-то. Род неверный и развращенный ищет вину всегда в других и источник своих проблем ищет не в себе, а в других людях. Господь говорит: «Сколько могу вас терпеть?» Господь уже жаждал принять крестные муки за грешных людей, в том числе и за этого человека (и за его сына), который просит, а сам не имеет веры во Христа.

Как это порой бывает похоже на людей современных. Чего только от Бога ни просим, а веры не имеем. Что такое вера? Это не просто знать, что «Бог есть». И говорят: «пусть Он мне помогает». Так он помогает и тараканам, и крысам, и верблюду, и бегемоту, — Он всем жизнь дал. Но ты-то не бегемот, ты же человек, ты Евангелие хоть раз читал? – «Нет…» — Но где же твоя вера? — «Ну, я знаю, что Бог есть». Но и бесы знают, что Бог есть, и что? Надо верить в Евангелие и жить по нему, верить в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. А ты говоришь: «Что мне верить в эту церковь? там всё за деньги». Ну вот и получаешь. Ты, во-первых, жадный, сребролюбивый и неверующий во Христа и Его Церковь. Вот и получаешь, что ты заслуживаешь. А во-вторых, ты хочешь слишком многого. Как хотела старуха в сказке Пушкина, которая сама в конце захотела всем владычествовать. Так и человек по гордости – дай ему сейчас просимое, потом он скажет: «Да я сам господь бог, у меня всё получается». Да не у тебя получается, Господь тебе дал. Поэтому Он и не даёт, чтобы тот совсем с ума не сошёл, потому что он и так думает, что всё может. Дай ему попробовать какой-нибудь дар Божий, совсем с ума сойдёт. Поэтому Бог из-за любви и жалости не даёт. Надо сначала понять, что ты грешный, падший, гибнущий человек, тогда Бог тебе даст. А пока ты считаешь, что ты всё правильно знаешь, всё умеешь, зачем ещё что-то давать, ты же всё только изуродуешь?

Вот так Господь сказал: «Род неверный и развращенный». Да, кто-то руку свою прилагает, чтобы людей развратить, но ведь если человек не захочет, никто его не развратит. Значит, хочет и получает то, что хочет. Иоанн Златоуст говорил: «Иоанна обидеть никто не может, если сам Иоанн себя не обидит». Вот как правильно судить – сам если себе гадость не сделаю, мне никто не может её сделать: ни колдуны, ни какие-то лихие люди, никто ничего не сделает, если я сам своими грехами не буду делать себе вред. Кто тогда мне может навредить? «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь Защититель жизни моей, кого устрашусь?» (Пс.26) А если веры нет, то так и происходит.

«Род развращенный и неверный». Надо быть верным Христу. А ведь как верность проявляется в этой жизни? Через Церковь. Если ты верен Церкви, тогда ты верен Христу, потому что Церковь основал Христос. Но ты говоришь: «Служители церковные плохие». А ты хороший? Ну иди ты послужи, посмотришь каково служить в Церкви. Иди учись в семинарии. Гордый, влюбленный в себя, тебе деньги только нужны и всё то, что льстит твоему эгоизму, вот тебе и не нравятся служители. Ты завидуешь им, что они Богу служат. Но ты получаешь то, что ты хочешь.. Да, конечно, в Церкви люди служат тоже грешные, тоже со своими недостатками, но ведь ты прежде сам исправься, чем их судить, а они сами ответят пред Богом за свои грехи. Это им не делает чести, если они что-то не так делают, но они сами ответят, вы не волнуйтесь, Господь на место быстро поставит, если захочет. «А ты кто такой, чтобы судить чужого раба? Падает он или встает – перед своим господом или падает, или встает». (Рим. 14:4) Сам Господь решит, что с ним сделать. Ты-то что за него так беспокоишься? Лучше о себе подумай – ты сам падаешь или встаёшь, как ты сам живёшь? Семью создать не можешь, на работе работать толком не можешь, с людьми общаться не можешь, пьёшь, куришь, матом ругаешься и блудишь, и ещё не доволен, что плохие кто-то. Ты на себя посмотри, почему тебя так другие волнуют, вот как этого человека? «Твои ученики, Господи, не смогли». Да не могли, потому что ты безбожник, что с тобой сделаешь, если ты не хочешь сам? Как исцелить твоего сына? Но Господь смотрите, как мудро поступает, Он учеников укорил: «Вы маловерные», — видите, как строго Он с учениками, хотя Он знает, почему они не исцелили, а Он их поругал, своего рода. Почему? Чтобы не гордились. Видите, какая мудрость Божественная.

Они говорят: «Почему же мы не могли исцелить?» Он отвечает: «За неверствие ваше, а этот род бесовский исходит только молитвой и постом». Кто хочет не быть бесноватым, должен поститься и молиться. А кто не хочет, тот уже 100% бесноватый, потому что бес не всегда проявляет себя ярко, он может спокойно и тихо в ухо нашёптывать: «живи как все, в церковь ходить не надо, попы на больших машинах ездят, они сами все там плохие, а ты лучше всех, живи, пей, кури, блуди, всякую гадость смотри, в интернете торчи день и ночь, и давай ропщи, какие все плохие, начиная от правительства и кончая твоей женой». Как так, ты такой хороший, а вокруг тебя все такие глупые и плохие? Может что-то с тобой не так? Но бес так не говорит, он говорит: «Всё в порядке, живи как живёшь, не надо ничего менять, все так делают: все пьют, курят, блудят, и ты так живи.  У всех всё за деньги». Но что же это за вранье? Понятно, где-то да — за деньги. Но вам ум кто за деньги прибавит? или веру за деньги вам прибавят? или благочестие? Это можно за деньги купить? Душу свою можно за деньги очистить? Можно, если ты деньги нищему подал или потратил на доброе дело, на милостыню. А так, что за деньги можно сделать, если без Бога? Врачи плохие, а ты хороший. Была бы у тебя вера, ты бы перекрестился, и все болезни сразу бы у тебя прошли от одного только крестного знамения, если бы была вера такая. Почему такой веры нет? А нагрешил, вот тебя Господь отдаёт в руки врачей, чтобы ты не гордился, не думал, что ты царь или король, вокруг которого должны все прыгать и тебе служить. Других унижал, теперь тебя поунижают — что сеешь, то и пожнешь. Радуйся, что Господь тебя ещё учит.

Какие мы, такие люди и вокруг: и полиция, и президент, и общество, и соседи, и семья. А бес нам говорит: «Ты лучший, ты не достоин такого к себе отношения». А преподобный Серафим говорил: «Если бы в нас было много любви, нам бы все кланялись». Но мы недостойные, поэтому не все кланяются, но наше самолюбие это обижает. А где вера? Где жизнь по Евангелию? Только там надо искать ответы на все вопросы, и у святых отцов. Феофан Затворник очень много учит этому, говорит: «Человек дрянь-дрянь, а всё говорит: я не такой, как прочие человецы». Конечно, не такой — особенный. Все особенные для Бога, только мы эту особенность в себе не ищем, а говорим: «Так обстоятельства сложились. Так случилось, и я напился». Тебе кто-то в горло вливал, руки связали? Ты сам захотел и сделал.

Господь видит каждого человека насквозь и по любви где-то строгостью, где-то пряником, но ведёт ко спасению, а мы брыкаемся, недовольны бываем, даже себя не любим, сами себя грызём. Что себя грызть? Надо исправляться: грязное мыть, грех – кайся, плохо каешься – терпи скорби. Другого пути нет. Согрешил – наложи на себя пост, молитвы, уединись, не лазий по интернету. Вот и будет покаяние. А мы хотим и жить фривольно, и грешить, и чтобы всё было хорошо, и душа чтобы чистая была. Но разве бывает такое? Люди из-за чистоты души уходили в пустыни, всё оставляли, не думали: а что я там буду есть или пить, — а они думали: с Богом буду, а остальное Господь устроит, всё Господь даст, что нужно. И жили, и великими людьми стали. А мы не можем хоть чуть-чуть себя от интернета оградить, от информации пустой, тяжело нам, трудно, мы грустим, скучаем, нам скучно, нам надо то, что будоражит наши страсти и пороки. Как один известный артист говорит: «Мы с женой курим и пьем, а иначе скучно жить». Но это их дело, тем более что он уже помер. Без Бога всегда скучно. Но если ты хочешь жить с Богом, инструкция в Святом Евангелии, только там, как жить с Богом, учись, читай, применяй в жизни.

Живи как Церковь учит, почаще кайся, ходи на службы, с людьми учись быть терпеливым. Прежде чем сказать что-то, помолись, а не просто так ляпай от ветра головы своея. Сделай паузу, помолись: «Господи, вразуми». Зачем сразу выстреливать то, что у тебя там внутри, всю свою грязь показывать? Сдержи себя. Трудно? Очень трудно, а другого пути нет. У преподобного Серафима Саровского спрашивают: «Батюшка, кто у нас в обители спасается?» Он говорит — повар. А повар был такой злой, раздражительный. И вот монахи очень удивились – как так? А Серафим Саровский говорит: «Он себя, знаете, как сдерживает? если ему дать власть, он бы вас всех поубивал». Видите, что Богу важно – не то, что ты делаешь, а как ты делаешь. Вот он сдерживал себя, но не всегда. Характер у него был такой от природы, такой склад, была бы его воля, он бы поубивал всех. А так чуть-чуть поорёт, покричит, но сдерживает себя. Такой случай: подрались двое, а Господь говорит: «Какие добродетельные, не убили друг друга». Могли, но сдержались. Бог смотрит не на дела, а на внутреннее состояние – что ты делаешь внутри с собой, как ты себя сдерживаешь, стараешься или нет. Вот это очень важно.

Протоиерей Андрей Поляков

 

115 просмотров

Комментирование запрещено