Воскресная проповедь 25.11.18

Сегодняшний воскресный день – последнее воскресение перед Рождественским постом. Уже через несколько дней мы с вами будем вступать в дни этого поста. И Церковь как бы приготовляет нас к этому посту, потому что пост остаётся постом, независимо от того, что он не такой строгий, как Великий пост. И сегодня за богослужением читалось Евангельское чтение о том, как к Иисусу Христу подошёл некий законник-фарисей и спросил Его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Т.е. проще говоря — как мне спасаться? Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что этот законник был очень хвастливым; кроме того, очень лукавым и коварным. Поэтому и написано, что он «искушая» подошёл к Иисусу Христу. Искушая Его. Наверно он хотел уловить Иисуса в Его ответах. Но Иисус Христос, отвечая на вопрос этого законника, обращает внимание на тот закон, знанием которого так гордился этот законник. Иисус отвечает вопросом: «А как написано в законе? Что ты читал в законе, как нужно спасаться?» Законник отвечает словами, которые написаны в законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим, всею крепостью твоею. И возлюби ближнего своего, как своего себя». Удивительно, как ветхий закон чётко указывает, как нужно любить Бога. Так, что человек все свои свойства, все свои силы, все свои чувства должен покорить любви к Богу, должен направить на любовь к Богу. И возлюбить ближнего своего как самого себя. Это было в Ветхом Завете, а в Новом мы знаем, что Иисус Христос сказал, что ближнего нужно любить ещё больше, чем самого себя. Он сказал, что нет больше той любви, чем, если кто душу свою положит за друзей своих. Иисус Христос говорит законнику: «Да, действительно, ты правильно отвечаешь». Но законник, поскольку был очень хвастливым, хотел превознестись над всеми людьми, то задаёт Иисусу Христу вопрос: «А кто же мой ближний?», — потому что этот законник думал, что он уже настолько преуспел в праведности, что ему нет равных, что ближних у него нет такого уровня, как он сам. И Господь наш Иисус Христос, уже отвечая на этот вопрос, привод притчу. Он говорит, что когда-то некий человек-иудей шёл из Иерусалима в Иерихон. Конечно, притчи Иисуса Христа иносказательны, и смысл этих притч намного глубже.

Под Иерусалимом стоит понимать безмятежный мир, жизнь с Богом. Вот человек идёт от жизни с Богом в жизнь греховную, жизнь полную страстей. Это Иерихон. И вот что происходит: на него нападают разбойники, т.е. бесы. Действительно, когда человек перестаёт жить с Богом; когда он, влекомый страстями, уходит от этой жизни с Богом, на него всегда нападают бесы. В притче они названы разбойниками. Эти разбойники сняли с него одежду и сильно побили, и оставили на дороге. Т.е бесы сняли покров Божий с человека, обнажили его от всех добродетельных помыслов, он попал во власть бесов. Что же происходит дальше? По этой дороге, где остался лежать этот израненный человек, шёл сначала священник, потом левит, они остановились, посмотрели на этого человека и прошли мимо. Под священником и левитом нужно подразумевать закон и пророков. Они, может быть, и хотели избавить, спасти человека от его грехов, от этих греховных ран, которые ему нанесли бесы, но без Бога не могли этого сделать. И вот идёт самарянин. Под образом самарянина нужно понимать самого Бога. Он подошёл к этому израненному больному человеку, перевязал ему раны, т.е. прекратил действие греха на человека, не дал возможностей греху погубить, убить этого человека. Посадил этого иудея на скот свой и отвёз в гостиницу. А под гостиницей, конечно же, стоит понимать Церковь, которая принимает всех. Самарянин даёт гостиннику два динария и говорит, чтобы тот дальше позаботился об этом израненном человеке. Под гостинниками же нужно понимать священников, которым Господь вручил попечение о людях, израненных в грехах. Два динария – это, конечно же, два Завета: Ветхий и Новый. Это то, чем должны священники руководствоваться в деле исцеления людей, израненных грехами. И самарянин, уходя, пообещал, что он вернётся и вознаградит гостинника, т.е. если тот исполнит всё, как этот самарянин попросил, то во время второго пришествия Господь вознаградит его. Сегодняшняя притча о том, кто наш ближний и как мы должны поступать с ближним нам человеком. Этот пример указал нам сам Спаситель Иисус Христос. Нам нужно это помнить, потому что ещё Христос сказал, что кто будет так творить, то будет жить, т.е. наследует жизнь вечную в Царстве Небесном. Аминь.

 

Протодиакон Николай Боговик

23 просмотров

Комментирование запрещено