Воскресная проповедь 30.12.18. Неделя святых праотец. Притча о званных на пир

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Святая Церковь и все мы приближаемся к празднованию великого всемирного события — Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Последние два воскресения перед этим величайшим праздником Церковь установила совершать память тех, кто были предшественниками и непосредственно участниками этого великого события – Рождества Иисуса Христа. В сегодняшнее воскресение совершается память святых праотцов. А в следующее воскресение будет совершаться память святых отцов.


Святые праотцы и святые отцы – это те люди, которые жили до Рождества Иисуса Христа, это те праведники, которые жили верой в обетование о пришествии Его в мир. Многие из них провозвестили миру ясно и открыто о том, что придёт Спаситель. А некоторые из них даже своей праведной жизнью прообразовали самого Иисуса Христа. Святые праотцы – это те праведные люди, которые своей праведностью и верой в обетование о пришествии Спасителя подготовили мир к пришествия самого Бога. А святые отцы – это непосредственно кровные родственники Иисуса Христа. Их память мы будем совершать в следующее воскресение, когда будет читаться Евангелие от Матфея, в котором перечисляется родословная Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его» и так далее. Вот это и есть святые отцы. А святые праотцы – это не только кровные родственники Иисуса Христа, но и все те праведники, которые жили в Ветхом Завете, начиная от Адама и заканчивая святым Предтечей Иоанном Крестителем и Пречистой Девой Марией. Поэтому можно вспоминать множество имён праведников из Ветхого Завета. Конечно же, сегодня Церковь вспоминает в первую очередь Адама, первого человека, которого сотворил Бог и поселил его в раю. Затем было грехопадение, изгнание из рая, и всю жизнь Адам и Ева прожили в покаянии, они каялись в том грехе, который совершили. И Бог простил их и дал им обетование, что их потомок в будущем сокрушит главу змия, т.е. победит самого диавола, который в образе змия искусил людей к грехопадению. Святая Церковь вспоминает и праведного Ноя, который своей жизнью прообразовал Христа Спасителя, потому что и Христос как великий кормчий спасает человека от греховного потопа и спасает от смерти. Сегодня также Церковь вспоминает праведного Авраама Боголюбивого, который сподобился гостеприимно принять в свой дом самого Бога в образе трёх странников. Сегодня мы вспоминаем также и Иосифа, которого продали в рабство, но который спас весь род Авраама, отца всех верующих – так называет Авраама святая Церковь. Конечно же сегодня вспоминаем и пророка Моисея, который вывел из египетского плена богоизбранный народ и через которого Господь дал закон своему народу. Вспоминаем и царя Давида, который пророчески многократно в своих псалмах возвещал о пришествии в мир Спасителя. Также сегодня Святая Церковь чтит память и других пророков, которые возвещали о рождестве Спасителя. Это и пророк Исаия, который пророчествовал о том, что Дева родит сына Эммануила; пророк Малахия, который указал точное место рождества Спасителя – город Вифлеем. Также сегодня богослужебный устав указывает почтить память пророка Даниила, который указал точное время рождества Христова и пророчествовал, что обязательно будет Его второе пришествие.
Как мы видим Господь постепенно готовил человечество и мир к принятию самого Бога, поэтому сегодняшний праздник побуждает нас задуматься, а мы готовы принять Бога в своё сердце, в свою жизнь? Потому что в Евангелии сказано, что «пришёл Свет мира и мир не принял Его». «Он пришёл к своим, а свои Его не признали, потому что находились больше во тьме нежели в свете, потому что дела их были злы». И вот как раз сейчас пост, наступает уже последняя седмица Рожественского поста, которая побуждает нас задуматься, а где мы находимся – среди тех людей, кто не приняли Христа и отвергли Его или же всё-таки мы среди тех, кто приняли этот истинный свет, который просвещает всякого человека. Об этом нужно помнить и думать, чтобы с радостью встретить светлый праздник Рождества Христова. Аминь.

Протодиакон Николай Боговик


Сегодня, дорогие братья и сестры, в святом Евангелии мы слышали притчу Господа об одном человеке, который звал на свой пир людей званных. И послал слуг звать на свой пир, но все стали отказываться: один сказал, что купил землю и ему некогда, другой волов купил, третий женился и тоже не может прийти. Тогда в этой притче хозяин пира разгневался и сказал слугам: «идите, соберите всех хромых, слепых, больных, чтобы пир не был пустым». И сказал, что те званые не были достойны, чтобы быть на этом пире. О чем эта притча? Господь каждого из нас зовёт на пир – Тайную вечерю, т.е. Причастие Тела и Крови. И Бог нас христиан всех зовёт. Но я как священник слышу это постоянно, когда спрашиваешь: «А что же вы не причащаетесь?». Говорят: «а мы работаем, а у нас времени нет», — и одно и то же все. Эта причта была сказана 2000 лет назад и ничего не изменилось. Почему? Не хочет человек быть с Богом, а хочет быть сам с собой, жить как ему хочется. В этой притче показаны не греховные дела: земля, т.е. человек хочет её обрабатывать; покупка волов; женился человек. Ничего плохого в этом нет. А почему же здесь показаны эти вещи? Потому что они бывают для людей выше и главнее общения с Богом. Они сами по себе нужны и нет в них греха. Но только если человек не прикрывает ими своё нежелание быть с Богом. А он же прикрывает, говоря: «а мне некогда, а я работаю». Получается вранье. Обычно говоришь таким людям: «Ты знаешь, у нас в церкви все бездельники, не работают. Только ходят и молятся день и ночь, нигде не работают, детей нет». Человек начинает задумываться. Все же работают, у всех есть и семьи, и дети, но почему-то люди приходят к Богу. Т.е. человек обрёк сам себя, он не хочет быть с Богом, а обманывает себя вот этим: некогда, времени нет. А ты попробуй жить с Богом, и сразу всего хватит — и времени, и всего остального.


Господь говорит: «они не достойны». А в чем недостоинство наше? Разве Бог их сделал недостойными? Сами не хотят. Не хочет человек быть с Богом. И в результате жизнь идёт, а храм в воскресенье пуст, народу видите сколько? Потому что у кого что: телевизор, рынок, Новый год, уборка. Но это еще нормально, а у кого-то и ещё похуже. Но мы не можем судить. И если мы, слава Богу, здесь, то надо Бога благодарить. Отец протодиакон говорил о святых пророках и отроках, которые были брошены в печь. За что, знаете? За то, что они не кланялись идолам. Их царь-язычник велел бросить их в печь. Но произошло то, что они не сгорели, а сгорели те, кто был вокруг — был такой жар, что они были опаляемы. А отроки пели Богу славу, потому что они говорили: «Твои суды, Господи, праведные, и мы в эту печь по правде Твоей попали. Мы достойны этого». Они не говорили: «За что нам, мы же такие хорошие? Мы же по Божьи живём, что же Ты нас наказываешь?». У нас ведь такое тоже порой бывает: человек два раза лоб перекрестил и говорит: «что же меня Бог наказывает?» А они, видите, как говорили – «праведны суды Твои Господи. И мы чего достойны, то и получаем». Кто так говорил ещё, помните? Разбойник на кресте. Он тоже так говорил: «Достойно по делам принимаю». Вот у людей праведных такой дух, что они полностью доверяют Богу. Что раз Бог так решил, то куда деваться, слава Богу за всё. А человек гордый всегда не доволен своим положением. А отроки, будучи людьми праведными, жили в языческом мире как угодно Богу и при этом говорили: «Слава тебе, Боже, что мы в печь попали». И в результате произошло то, что живые остались. А по толкованию святых отцов, к ним явился в огне сам Господь Иисус Христос, и вместо огня их орошала роса, а вокруг все опалились. Надо жить вот так как эти отроки, и относится к жизни так, что благодарить Бога за всё, а не роптать и говорить «за что же мне такая тяжёлая жизнь». Богу надо доверять, Он нас любит и даёт нам только то, что нам полезно для спасения. Всё это мы знаем в теории, а практически не исполняем. Но всегда есть покаяние, каяться надо и нос не задирать, что мы лучше других. Говорят: «я не причащаюсь, потому что я не достоин». А кто достоин? Все недостойны. Ты старайся, подготовься как можешь, а достоин всё равно не будешь. Как можно быть достойным вкушать Кровь Христа? В чём тут наше достоинство? Только в покаянии, признании своих грехов и в том, что мы недостойны. Вот это есть наш, скажем так, пропуск к Богу, что мы считаем себя недостойными. И беда, если мы будем считать себя достойными, что мы правильно живём и всё хорошо делаем. С праздником вас!

Протоиерей Андрей Поляков

70 просмотров

Комментирование запрещено